Атырау, 14 октября 13:23
 ясноВ Атырау +12
$ 487.37
€ 532.94
₽ 5.09

В эфире Гурьевское телевидение!

6 970 просмотров
Телестанция «Орбита», 1970-е годы. Фото Бориса Матвеева.

25 декабря 1967 года в 18 часов 42 минуты в эфире впервые прозвучали телепозывные города Гурьев (ныне Атырау) - началась пробная передача местной студии телевидения. Этого исторического события с нетерпением ждали все жители нашей области. Даже те, у кого не было дома телевизора. В канун профессионального праздника работников СМИ ваш корреспондент побеседовал с первым диктором Гурьевского телевидения Натальей Ивановной ТРИЛИС и узнал, как это было.

Старожилы вспоминают, что незадолго до появления в Гурьеве своего телевидения некоторые энтузиасты в частном жилом секторе (и не только) умудрялись ловить сигналы вещания из соседних областей. К примеру, на Первом участке один местный радиолюбитель установил на крыше сложную антенну и наладил прием Астраханского ТВ. Но таких были единицы, большинство же ждали ввода в эксплуатацию телевышки, строящейся близ поселка Геолог, и телевизионного пункта системы «Орбита», спроектированного специалистами Государственного проектного института «Гипроказнефть».

Если телевышка была рассчитана на вещание местного масштаба, то станция «Орбита» предназначалась для приема через искусственный спутник Земли передач Центрального телевидения с последующей трансляцией на всю область. Находилась она в районе нынешнего микрорайона Жулдыз-3.

Оба объекта ввели в эксплуатацию с разницей примерно в полгода (1967-68), а уже в декабре 1967-го областной Комитет по теле- и радиовещанию объявил «кастинг» на должность диктора Гурьевского ТВ.

Наталья Трилис.

- Я тогда с подружками пошла за компанию, ради интереса, – говорит Наталья Трилис. – Меня привезли в район телевышки, в студию – комнатушку размером 4 на 4 метра, напичканную софитами. Усадили перед камерой и дали выучить небольшой отпечатанный на листочке текст. Так состоялся мой первый прямой эфир. А через пару недель мне сообщили об успешном прохождении отбора и пригласили на собеседование в обком партии.  

Пока среди потенциальных дикторов шел конкурс, телевидение работало в тестовом режиме (пусконаладочными работами занимались специалисты из Шевченко (ныне Актау), и передачи на казахском и русском языках вела опытная артистка драмтеатра Айман ТЛЕГЕНОВА. Параллельно выпускали в эфир и конкурсанток, наблюдая за ними не только в самой студии, но и на голубом экране телевизора – как они смотрятся в кадре, не теряются ли перед ослепительным светом софитов, насколько благозвучна их речь, которая в повседневном общении воспринимается совершенно иначе, нежели в прямом эфире.

- Требования к дикторам предъявлялись простые: прежде всего это фотогеничность, грамотная речь и четкая дикция, – продолжает моя собеседница. – Кроме того, кандидат должен был быть совершеннолетним.

В первые месяцы работы областное ТВ выходило в эфир через день с небольшими новостными сюжетами о заводчанах-нефтепереработчиках, о работе химзавода, о тружениках железной дороги; затем транслировался кинофильм на казахском или русском языке. Завершался эфир прогнозом погоды. Всё остальное время горожане лицезрели на голубом экране изображение телевизионной испытательной таблицы и слушали аудиозаписи популярных песен. Песни эти записывали с «телека» на магнитофон, а порядок их воспроизведения скоро выучили наизусть.

Звукооператор Зейнулла (фамилия неизвестна), Наталья Трилис, главред Малика Кулпеисова, кинооператор Максим Утемисов, диктор Айман Тлегенова.

- Вещание начиналось в 7 часов вечера. Звучали позывные, шла заставка и… «Добрый вечер, дорогие телезрители! Гурьевское телевидение начинает передачу. Сегодня в нашей программе вы увидите…», – четким голосом произнесла Наталья Ивановна. – А завершали тоже традиционной фразой: «На этом Гурьевское телевидение свою работу заканчивает. Передачу вели…» – в этом месте мы с Жанной КУРКУТОВОЙ, казахскоязычным диктором, официально представлялись.

Наличие в обычной провинциальной гурьевской семье телевизора в те годы было настоящей роскошью. Далеко не каждый мог себе позволить это дорогое удовольствие. А посему к началу трансляции многие горожане стремились по-соседки попасть к обладателю заветного голубого экрана – уж больно это «чудо техники» пришлось всем по душе. Надо ли говорить, что скоро видные, молодые красавицы-дикторы стали знаменитыми! Их узнавали на улицах, в автобусах, в магазинах. Люди здоровались, спрашивали, какой покажут вечером фильм, хвалили и благодарили за работу. А детишки бежали следом с восторженными криками: «Вот она! Та самая тетенька из телевизора!»

Наталья Трилис, диктор Жанна Куркутова, редактор Жолдаскали Ажиров.

Впрочем, сама Наталья Ивановна этот факт скромно не подтверждает.

- Ведь мы ничего такого особенного не делали. Просто открыли вещание и закрыли. Вот и всё. Хотя в редакцию приходила пара писем с назначением свиданий, – улыбается она. – А в одном письме молодой человек попросил дать в прямом эфире условный знак. Если замужем, то сказать «да», ну или «нет» – чтобы он, дескать, понял – питать дальше надежды или нет. В другом письме молодая мама цитировала своего сынишку: «Правильно будет говорить «до встречи в кефире», а не в эфире!»

Вскоре городские новости стали «разбавлять» сюжетами из районов о рыбаках и животноводах, причем к съемочному процессу зачастую подключались все, вплоть до звукооператора с шофером. В студии же отснятый материал и тексты внимательно просматривала главный редактор Малика КУЛПЕИСОВА – выпускница факультета журналистики, приехавшая из Петропавловска. Позже к ней присоединился еще один редактор – Жолдаскали АЖИРОВ.

Наталья Трилис, Жанна Куркутова, председатель областного Комитета теле- и радиовещания Таскали Курмангазиев (сидит в центре), помощник телеоператора (ФИО неизвестны), звукорежиссер Г. Утебаева (крайняя справа).

Примечательно, что некоторые сюжеты удавалось снять прямо в небольшой студии телестанции, куда однажды пригласили гремевший на весь город балет из Дома культуры ГНПЗ (ныне им. Курмангазы), воспитанников знаменитой Беллы Давыдовны Юнович. Интересно, сохранилась ли эта уникальная запись в архиве нашего облТВ?

- Всё шло исключительно в прямом эфире. Поэтому, что бы ни случилось, нужно было уметь владеть собой, – рассказывает Наталья Трилис. – Звук пропадал иногда, и приходилось снова в кадр заходить. А один раз за спиной у Жанны оглушительно лопнул перегревшийся от жары софит. Так она даже глазом не морнула и спокойно продолжила вести передачу! Разумеется, все инциденты и ляпы потом тщательно разбирали, дабы не допустить их повторения. Но особых казусов не было.

С запуском «Орбиты» пошли полноценные передачи Центрального телевидения Москвы и Алма-Аты, куда, кстати, Наталью Трилис командировали на 10-дневные курсы повышения квалификации. В Алма-Ате, помимо звезд республиканского прямого эфира, ей посчастливилось получить мастер-класс у одной из первых дикторов ЦТ СССР Людмилы Соколовой – знаменитой актрисы и телеведущей, в последующем заслуженной артистки РСФСР.

- После курсов мне присвоили 3-ю категорию, но зарплата осталась неизменной – 50 рублей, хотя минимальная ставка дикторов, не имеющих категории, была 100 рублей. Но всё равно по тем временам это были хорошие деньги для страны, где буханка хлеба, например, стоила 25 копеек. К тому же, мы, дикторы, трудились не полный рабочий день, а всего лишь два-три часа. Хотя косметику покупать приходилось за свой счет и прически делать тоже. Это уже потом расходы на парикмахерскую взял на себя телерадиокомитет. Костюмы для эфира нам тоже выдали. Темно-синие, некрасивые, казенные – поэтому ни я, ни Жанна их почти не надевали.

Летом 1970 года Н. И. Трилис уехала в отпуск, после чего в студию не вернулась. Во-первых, ей сразу нашли замену, так как передачи надо кому-то вести, а во-вторых, она поступила на филологический факультет Гурьевского педагогического института и потом практически всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы в школах города.

- А сейчас смотрите телевизор? Что Вас огорчает в современных дикторах? – спрашиваю я.

- Бросается в глаза не всегда логичная и корректная речь, ошибки в ударениях, неправильно построенные предложения, нарушение звукопроизношения… Я как языковед сразу обращаю на это внимание. К сожалению, профессионально подготовленные дикторы и ведущие телепрограмм уже ушли в прошлое.

- Что бы Вы хотели пожелать нынешним журналистам в день их профессионального праздника?

- Быть независимыми и объективно отражать текущие события.

Лев ГУЗИКОВ

Фото из архива автора и Натальи ТРИЛИС 

27 июня 2023, 11:20

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.