Экономист Алмас Чукин, личная страница в Facebook
Борьба за Центральную Азию вышла на новый уровень и интересы крупных мировых игроков определяют разность подходов. Для США регион имеет “теневой” эффект. Если до нынешнего десятилетия основным мотивом было обеспечение энергетической безопасности – свобода движения потоков нефти на мировой рынок, то сейчас это уже не так важно. После сланцевой революции, начавшейся всерьёз в начале этого века, США вернули себе первое место в мире по производству нефти и газа, и сейчас становятся крупным экспортёром газа на мировой рынок.
Но ЦА является фактором усиливающим или ослабляющим позиции двух основных конкурентов США – России и Китая. РФ как экономика интересует США очень мало и нынешний объём товарооборота между странами доказывает, что взаимодействие тут стремится к нулю. РФ до сих пор стоит в приоритете внешней политики США только из-за военной угрозы, которую представляет ядерный потенциал этой страны. И поэтому, особенно в свете войны в Украине, всё, что может ослабить экономику, а следовательно и оборонный потенциал РФ выглядит как необходимость.
С Китаем совершенно другая история. Китай занимает первое место по объёму экспорта. Он главный экспортёр товаров в США – 540 млрд дол или 17% (2022). Они же занимают 3 место в мире как покупатель американских товаров – 150 млрд дол.
Кроме того, очень важен баланс экспорта/импорта услуг. США остаются на 1 месте в мире по экспорту услуг – 926 млрд дол, почти триллион! В первой пятёрке покупателей американских услуг – Ирландия (83 млрд), Британия (81), Германия (42), Канада (70), Швейцария (52) и Китай с 42 млрд дол.
Обращают на себя внимание два момента. Во-первых, из 25.5 триллионов дол ВВП США 7.2 триллиона это их общий внешнеторговый оборот. Почти 30%. Это и много, и мало. Много, потому что 7 триллионов это по-любому много. Для сравнения весь ВВП Германии 4.3 триллиона. Мало, так как треть есть треть, и 70% экономики США это внутренняя экономика. США не так критически зависит от импорта-экспорта как Германия, Япония или Китай.
Второй любопытный момент. Как Ирландия смогла стать крупнейшим покупателем американских услуг. Всё упирается в методы сбора статистики. Для оптимизации налогов, к примеру, Эппл и Майкрософт открыли дочерние компании в Ирландии и перевели на неё права на интеллектуальную собственность (патенты, Эппл Музыка) и Эппстор продажи. Формально говоря, получается, что ирландская компания по всему миру продаёт услуги, а потом оплачивает американской компании необходимую сумму. Итак у Ирландии образуется гигантский экспорт и гигантский импорт.
Ещё один нюанс статистики. Псевдоэкспорт и псевдоимпорт. По многим позициям 70% китайского экспорта в США это импорт американцами своих же производственных заказов. Nike или Bose разрабатывают товары: обувь, электронику, – размещают заказы на сырьё и комплектующие по Китаю и всему миру, китайский завод под заказ шьёт или собирает итоговую продукцию и отправляет в США. На бумаге всё это экспорт из Китая, по сути там 20-40% китайского содержания. Не надо забывать, что в розничной цене пары кроссовок, прямая стоимость из изготовления 20-30%, а остальное – идея, дизайн, маркетинг, дистрибуция и прочее.
То есть, что здесь важно понимать. Огромные успехи Китая в экспорте продукции в страны Запада и США, в значительной мере не их заслуга – это разработки иностранных компаний, который только изготавливаются в Китае, но по сути являются собственной продукцией иностранцев для своего рынка. Тем не менее, конечно же, надо отдать должное умению китайских бизнесменов и рабочих освоить иностранный опыт и выполнить заказ в соответствии со всеми требованиями.
Ну так вот. Отношения с Китаем стали выходить из под контроля. Ученик стал превосходить учителя и “дерзить” по разным направлениям хай-тека. Китайские коптеры DJI лучше всего продаются в мире. Huawei и ZTE доминируют на рынке 5G связи. Большинство электроники для автомобилей производится и запатентовано Китаем. Большинство солнечных панелей и ветровых турбин производится в Китае. И т.д., и т.п.
Что делать с Китаем ещё никто не придумал, пока хотят ограничить предоставление им доступа к новейшим западным технологиям. При этом любые действия против КНР, отдаются больно в самих странах инициаторах, взаимная зависимость уже образовалась критическая.
Как известно прошли встречи новых клубов в формате (1+5) ЕС плюс ЦА, США плюс ЦА, даже РФ+ЦА, но планку выше всех недавно в Сиане (древняя столица Китая) поднял саммит “КНР плюс ЦА”, на который приехали все президенты ЦА. И Китай показал пример “конкретного” разговора и вышел с деловыми инициативами. Было решено собираться в таком кругу каждые два года и в следующий раз собраться в Казахстане.
В отличие от других международных саммитов и деловых встреч, где принимаются расплывчатые меморандумы и заявления ни о чём и обо всё хорошем, Китай вышел с очень проработанным планом действий. Причём не только с каждой страной в отдельности, но и с очень серьёзным месседжем о необходимости усиления регионального сотрудничества в целом. Оно выгодно странам ЦА, и оно выгодно Китаю, поскольку регион в целом станет богаче и интереснее. Советую прочитать Сианьскую декларацию.
А под занавес, чтобы не выглядеть пустословами, Китай объявил о двух инициативах. Во-первых, КНР предоставит помощь странам ЦА в виде грантов на 3.7 млрд дол (интересно, кому сколько?). Во-вторых, их государство окажет помощь китайскому бизнесу в открытие предприятий в ЦА для создания рабочих мест.
Что сказать, предложений и возможностей много, одно, наверное, объединяет всех троих, и США, и ЕС, и КНР готовы с нами обсуждать разные варианты взаимодействия, при одном условии, чтобы не бегать за согласованиями и разрешениями в Москву. Это время кончилось. Наши партнёры не готовы больше воспринимать регион как некую зону "специальных интересов" России. Ошибкам прошлого – время в прошлом.
Иллюстрация: на графике изображены сектора и страны, получившие патенты. Китай не только вышел на первое место по количеству получаемых патентов, но и доминирует в 29 отраслях.