Телеграм-канал @Tengenomika
Первая половина прошлого года была крайне непростой для валютного рынка Казахстана, а в частности для валютной пары USDKZT, которая испытала серьезную волатильность на фоне геополитического торнадо и обрушения традиционного «якоря» в виде курса российского рубля. Как мы помним, уже ближе к лету традиционная связь и «следование» между валютами тенге и рубль в отношении инвалют начала исчезать.
Уже в этом году курс тенге к доллару США характеризовался относительной стабильностью и тенденцией к укреплению в условиях отсутствия серьезных факторов внешнего давления. Исключением является март месяц, когда мировые финансовые рынки были взбудоражены банковскими потрясениями в Штатах и в Европе.
Что же могло быть драйвером укрепления тенге?
Во-первых, нефтяные котировки, как один из ключевых внешних факторов для валют стран нефтеэкспортеров никак не объясняют поведение нашей валюты тенге, потому как USDKZT укрепился с начала года почти на 3%, в то время как стоимость нефти эталонной марки Brent в моменте в минусе 11,5% с 1 января 2023 года.
Во-вторых, на фоне падения стоимости черного золота существенно сокращаются и наши доходы от продажи сырой нефти и нефтепродуктов. Это, по сути, подтверждается (https://t.me/tengenomika/5012) предварительной оценкой платежного баланса от Нацбанка Казахстана за 1 квартал этого года, по которому текущий счет платежного баланса сложился с дефицитом в 1,6 млрд USD по сравнению с профицитом в 4,8 млрд USD в 1 квартале 2022 года. Что еще важнее для нашего тенге, серьезно снизился и профицит торгового баланса, который составил 5,1 млрд USD, снизившись на 58,3% или на 7,1 млрд USD. При этом, снижение экспорта нефти и газового конденсата зафиксировано на уровне 25,7% или 3,5 млрд USD.
Наконец, из прочих внутренних факторов можно выделить непосредственное участие государства на валютном рынке. Так, Нацбанк Казахстана с февраля-марта прошлого года начал вести более открытую коммуникацию по операциям на валютном рынке, откуда нам известно, что помимо прямых интервенций на валютном рынке с целью влияния на курс существует и косвенный фактор в виде продаж и покупки валюты самим Нацбанком и квазигоссектором. Так, мы собрали все данные Нацбанка по интервенциям и продажам/покупкам валюты с февраля 2022 по май 2023 года и выяснили, что за весь прошлый год с Нацфонда продали валюты на 2 трлн тенге или 4,3 млрд USD, а интервенции и продажи квазигоссектора составили по нашим оценкам 6,1 трлн тенге или 13,2 млрд USD. В этом же году, динамика продаж валюты даже в отсутствии прямых интервенций с января по май остаётся внушительной, а именно 1,3 трлн тенге или 3 млрд USD продажи валюты с Нацфонда и 1,6 трлн тенге или около 3,6 млрд USD за счет продаж валюты квазигоссектором.
Получается, что за весь прошлый год объем торгов на бирже KASE по валютной паре USDKZT составил 32,3 млрд USD, а объем итоговых продаж превысил 17,5 млрд USD, что даёт 54,2% доли от всего валютного рынка. С января по май текущего года, доля совокупных продаж со стороны Нацбанка и квавигоссектора от объема торгов на KASE снизился до примерно 42%, но все еще остаётся существенной.
Подводя итоги, хочется отметить, что традиционные внешние факторы становятся менее значимыми на фоне уже систематической косвенной поддержки тенге продажами валюты с Нацфонда и квазигоскомпаниями, которые занимали и продолжают занимать существенную долю от объема продаж на валютной секции KASE. Вероятно, это и позволяет даже в условиях ухудшения внешних макроэкономических факторов удерживать обменный курс тенге от серьезного спада.