Наступательные операции, которые Вооруженные силы Украины (ВСУ) проводят на нескольких участках фронта, позволили им продвинуться в Донецкой области и привели к серьезным потерям техники в Запорожской. Точнее, эти удары все еще можно назвать разведкой боем – ВСУ пытаются найти слабые места в обороне противника, говорят западные военные эксперты, передает The Moscow Times.
Но у России, помимо выстроенной эшелонированной обороны, остается одно важное преимущество – превосходство в воздухе.
«Их было больше, чем мы ожидали»
За последние дни Украина потеряла 16 американских боевых машин пехоты Bradley, сказал CNN Якуб Яновски, который ведет подсчет документально подтвержденных потерь техники для нидерландского сайта Oryx. Сам сайт фиксирует уже 17 уничтоженных, поврежденных или брошенных Bradley. Это 15,5% от 109 машин, поставленных Соединенными Штатами. Bradley перевозит до 10 пехотинцев и поддерживает их огнем.
Кроме того, по данным Oryx, ВСУ лишились трех американских колесных бронеавтомобилей Oshkosh и четырех немецких танков Leopard, из которых два были уничтожены и два – покинуты. Экипаж одного из них успешно вернулся, в другом тяжело ранен танкист, пытавшийся спасти машину, рассказал The Wall Street Journal механик 21-й механизированной бригады, участвовавшей в прорыве под Ореховым в Запорожской области.
«Их было больше, чем мы ожидали», – сказал газете командир взвода из этой же бригады. Его Leopard 2 прорвал первую линию оборонявшихся российских пехотинцев, но ей на смену пришла другая, затем еще одна.
Несмотря на потери, танки показали себя хорошо, говорит командир: от них даже отскакивают противотанковые реактивные снаряды, и они стреляют гораздо точнее, чем танки советской разработки.
У некоторых наступавших частей, похоже, не было защиты со стороны ПВО, что сделало их уязвимыми для атак российских дронов и вертолетов, говорит Филипс О’Брайен, профессор стратегических исследований шотландского Университета Сент-Эндрюс. «Украина не контролирует воздушное пространство. Такова реальная ситуация. Люди забывают, насколько сложно то, что Украина сейчас пытается сделать», – поясняет он. Уже многие десятилетия никто не пытался прорывать хорошо выстроенную оборону, не имея превосходства в воздухе, добавляет О’Брайен.
Лондонский военный эксперт Франц-Стефан Гэди согласен:
"Украинские части пытаются сделать то, на что сейчас не способны ни одни европейские вооруженные силы, – провести масштабную общевойсковую операцию против равного им по силе врага в войне, где страна воюет со страной".
Среди западных стран сегодня на такое способны лишь США, но у Украины нет таких воздушных сил, как у американцев, сказал Гэди WSJ.
Российская армия выстроила оборону, «как по учебнику», и скорректировала тактику после поражений прошлого года, сейчас она гораздо лучше выявляет украинскую артиллерию и танки и пытается их подавить, объяснил AP генерал в отставке Ричард Бэрронс, возглавлявший объединенное командование вооруженных сил Великобритании. «Если сложить всё вместе, то все понимают, что это будет посложнее битвы за Херсон и Харьков», которые Украина достаточно легко выиграла осенью прошлого года, говорит Бэрронс.
Найти бреши
Некоторых успехов украинцам уже удалось добиться. Части ВСУ заняли села Нескучное и Благодатное в Донецкой области, недалеко от границы с Запорожской. 68-я бригада разместила видео, как ее солдаты вывешивают украинский флаг в Благодатном. Заместитель министра обороны Украины Анна Маляр также сообщила об освобождении сел Макаровка и Сторожевое. Все они находятся неподалеку от районного центра Великая Новоселка, где сейчас идут ожесточенные бои.
Цель украинских атак последней недели – найти бреши в российской обороне, максимально ослабить противника, заявил пресс-секретарь восточной группировки ВСУ Сергей Череватый.
Пока что украинцы используют ограниченные силы, говорит генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес, бывший командующий американскими силами в Европе: «Кое-что из того, что мы видим, вероятно, делается с целью запутать русских, скрыть, где будет основной удар». Там, где такой удар в итоге состоится, вперед могут быть брошены сотни танков и БМП, считает он.
«Все только начинается», – сказал WSJ командир взвода 21-й бригады.