Атырау, 1 мая 08:21
 облачноВ Атырау +22
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

​Худайбергенов: Грамотные имамы стараются не раздавать советы налево-направо

5 396 просмотров

Олжас Худайбергенов, личная страница в Facebook

У фейсбука есть одна особенность - чем меньше пишешь, тем меньше желания писать. Но иногда, когда в часто меняющемся однообразии фб-ленты встречаешь совсем неправильные тренды, то внутри появляется желание как-то повлиять. Когда видишь адекватные посты, выправляющие тренд, то радуешься этому, в том числе и потому что есть возможность не писать на эту тему. Но, к сожалению, есть одна тема, когда практически отсутствуют здравые комментарии - начинается тотальное взаимное непонимание. Это Ислам. 

Грамотные имамы стараются не раздавать советы налево-направо. Они понимают цену ответственности за свои слова в мире следующем, и поэтому постараются давать консультации, только если их прижали срочностью и важностью проблемы. На общие темы могут выступать, но советы раздавать не стремятся, и тем более избегают конфликтов, поэтому в соцсетях их обычно нет. Все остальные тему знают неглубоко, или вовсе не знают, но как-то все же умудряются давать поверхностные оценки, в которых больше видно желание навязать обществу свои фобии, нежели объективно разобраться в вопросе.

Сейчас опять поднялась тема хиджаба. И сразу столько "экспертов" появилось, от которых лишь веет исламофобией и невежеством. Часть этих людей, терпимых к лгбт и прочим чудесам, вдруг начинает желчью изливаться по теме хиджабов. В этом нет ничего кроме лицемерия, четко показывающего, что дело совершенно не в  правах человека и стремлении к разнообразию - дело исключительно в навязывании своих ценностей, где нет места Исламу. Есть те, которые искренне заблуждаются, ситуативно эмоционально высказываются - к ним претензий нет, все ошибаются, главное, что люди стремятся к истине.

В общем, по хиджабам все предельно просто:

1. Изначально в религии - нет принуждения. Никто же не видит Бога, нет же никакого осязаемого аппарата наказания или вознаграждения. Все это удел веры, а потому человек сам решает, верить или нет, соблюдать каконы или нет, соблюдать все нормы или избирательно, или вовсе придумать свои нормы. Каждый сам несет ответственность перед Ним сообразно искренности или ее отсутствию.

2. Также и по хиджабам. Одела - ее выбор, сняла - ее выбор. Это ее взаимоотношения с Ним. Конечно, со стороны по внешним признакам можно делать выводы. Неожиданно для близких одела - значит, что-то странное творится, скорее всего, также быстро и снимет. Чем медленнее и постепенно приходит человек к решению, тем стабильнее он в своих решениях. Если сняла платок, значит хромает практика религии, но опять же это ее выбор, и это вопрос двадцатый. Первичнее же больше честность, ответственность, умение быть благодарным, быть полезным и т.д. По этим параметрам лучше оценивать, а комментарии, что вот одела хиджаб, потом и домысливать всякую ерунду (якобы одела за деньги) - это что-то среднее между сплетнями и фобиями.

3. Хиджаб - это простой головной платок, оставляющий лицо открытым. Он есть в Исламе. Может варьироваться от орамала до кимешека. А паранджа закрывает лицо. Его нет в Исламе. Если кто говорит, что это есть в Исламе, он врет. Хиджаб предписан лишь в определенном возрасте как в качестве одеяния скромности, чтобы не привлекать избыточное внимание мужчин. В пожилом возрасте можно и не носить хиджаб, но к тому возрасту хиджаб уже становится привычкой, частью каждодневной культуры, что остается до конца жизни. Есть отдельные проявления невежества, когда маленьких девочек заставляют одевать платок - позже это оборачивается жестким конфликтом между дочкой и родителями. Поэтому еще раз важно правило - это должен быть личный выбор. И если он совершен, его надо уважать.

4. Есть также из года в год повторяющаяся глупость о якобы существующем традиционном Исламе. Говорят об этом те, кто вообще не разбирается в религии, но пытается под видом традиционного ислама навязать свои взгляды. Якобы они не против Ислама, но вот есть же традиционный, в который они вкладывают свое понимание, которое совершенно далеко от Ислама. Есть одна простая истина - нет никаких разновидностей Ислама. Есть один Ислам. Просто его нормы настолько широки, что это как в меню, выбираешь как удобно. Можешь ходить в костюме. Можешь в национальной одежде. Можешь просто в обычной неофициальной одежде. Потом у этих адептов "традиционного ислама", который якобы основан на традициях казахской одежды, нет никаких претензий ни к какой зарубежной одежде (джинсы, шорты, юбки, костюмы, платья, бикини и т.д.), а вот к платку, который предписан Исламом, есть претензии. В общем, сплошное невежество.

5. Ссылки на имама Нурлана тоже удивляют. Скажем так, он - средний имам. Есть его уровень и ниша. Но чем глубже вопросы, тем больше у него ошибок. Они ему еще вернутся. Особенно сам формат онлайн вопросов и ответов очень рискованный из-за того, что ответы даются налету на основе минимума информации. Конечно, простые ситуации, часто повторяющиеся кейсы легки для ответов, но эта легкость дает соблазн переходить на сложные вопросы, где уже есть большой риск нанести вред человеку ошибочным советом. А сколько молодых девчонок, инстаграм-коучей от психологии, в том числе якобы основанной на Исламе, приносят вреда другим девушкам. Неправильные советы разрушают семьи и приносят столько вреда обществу. Наилучший советчик - это тот человек в вашем близком кругу, которого вы хорошо знаете, который вас хорошо знает, которому вы доверяете из-за его честности и большей чем у вас праведности, который избегает давать советы. 

6. Есть отдельная глупость, которая реагирует на арабские слова - на хиджаб, ифтар и т.д. В казахском языке 30-40% слов взято из арабского, начиная с кітап и әліппе. И то, что язык с легкостью заимствует слова, расширяет разнообразие синонимов, делает язык лишь богаче. Личные фобии не должны быть поводом для ошибочных оценок. Потом надо понимать, что простые мусульмане, при всех их минусах и неправедности (да, все мусульмане грешат и грех существует лишь для того, что выявлять тех, кто откажется от гордыни и раскается), являются защитой от сект, в том числе околоисламских. Люди не видят сколько гигантской работы выполняют мусульмане, вытаскивая очередного близкого человека из секты. Без них у властей да и всего общества было бы намного больше проблем. 

В общем, охота, чтобы общество перешло к куда более сложным вопросам.

20 мая 2023, 17:33

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz