Атырау, 27 ноября 03:21
 облачноВ Атырау +3
$ 498.55
€ 524.28
₽ 4.75

CNPC получила скидку от "Роснефти" и "Транснефти"

4 112 просмотров

Как стало известно "Ъ", Россия и Китай урегулировали нефтяной конфликт, который длился больше года. Стороны согласовали изменения в контракте, который раньше российские власти называли "железобетонным". Теперь "Роснефть" и "Транснефть" предоставят CNPC скидку — $1,5 за баррель, а китайская компания полностью погасит долг — $134 млн. Сегодня изменения в контракте, из-за которых "Роснефть" недополучит около $3 млрд, будут одобрены ее советом директоров. В самой компании соглашение считают выгодным, так как китайцы хотели в 10 раз большей скидки.

"Роснефть", "Транснефть" и CNPC наконец согласовали новые условия поставок российской нефти в Китай, рассказали "Ъ" источники, близкие к переговорам. В контракт сторон будут внесены изменения, по которым "Роснефть" и "Транснефть" предоставят "страновую" скидку CNPC в размере $1,5 с барреля. "Она будет одобрена задним числом, скидка действует с начала ноября прошлого года",— рассказал один из источников "Ъ". CNPC, в свою очередь, должна полностью погасить задолженность за поставки нефти с начала 2011 года — в целом $134 млн. "Вся сумма была переведена "Транснефти" еще в середине января",— рассказал один из собеседников "Ъ". В "Роснефти", "Транснефти" и CNPC информацию "Ъ" не комментируют.

По словам собеседников "Ъ", изменения в контракте уже были одобрены на совете директоров "Транснефти" 22 февраля. Сегодня этот вопрос также будет рассматриваться и на совете директоров "Роснефти". При этом для окончательного одобрения новых условий контракта ей придется проводить внеочередное собрание акционеров. По словам одного из источников "Ъ", оно состоится в заочной форме 9 апреля.

Спорное соглашение было заключено еще в 2009 году. В обмен на кредиты от Банка развития Китая для "Роснефти" и "Транснефти" в размере $15 млрд и $10 млрд соответственно госкомпании обязались в 2011-2030 годах поставлять в Китай 15 млн тонн нефти ежегодно по трубопроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО). Для этого "Транснефть" заключила договор о покупке 6 млн тонн нефти у "Роснефти" по цене, привязанной к стоимости экспорта в Китай. Цена определялась по специальной формуле на базе котировок Argus и Platts FOB в конечной точке ВСТО — порту Козьмино.

Но как только поставки начались, в январе 2011 года, с контрактом возникли проблемы. Стороны по-разному оценили коэффициент Т, который определял логистические расходы "Транснефти" на доставку нефти. CNPC стала недоплачивать по $13 с барреля, так как получала нефть по отводу от ВСТО — маршруту, который вдвое короче. В "Транснефти" на это заявляли, что на протяжении всей трубы действует единый сетевой тариф, равный 1815 руб. за тонну (около $65). Для российских компаний потери от позиции CNPC на период всего действия контракта могли составить почти $30 млрд.

Договориться на корпоративном уровне у сторон не получалось, к началу лета долг CNPC достиг почти $200 млн. Полностью урегулировать ситуацию не удалось и на уровне правительств двух стран. В ходе очередного раунда энергодиалога в июне CNPC согласилась погасить большую часть долга и снизить размер коэффициента T до $3 за баррель. Это дало вице-премьеру Игорю Сечину повод заявить, что "все противоречия устранены и достигнуто взаимопонимание". Но в "Транснефти" предупредили, что, если CNPC не выплатит долг полностью, российская компания досрочно рассчитается с Банком развития Китая и обратится в международные суды. Источник "Ъ" в самом банке говорил, что "платежеспособность российских компаний вызывает сомнение". При этом в случае остановки поставок, отмечали источники в Минэнерго, "Роснефть" и "Транснефть" "попадали на серьезные проценты".

В октябре стороны снова провели переговоры в рамках энергодиалога. Игорь Сечин и на этот раз уверенно заявил, что "рыночное решение, отражающее параметры рынка, найдено и достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии". Вице-премьер заверил, что на корпоративном уровне все будет закреплено в течение нескольких недель. Но переговоры компаний затянулись. По словам источников "Ъ", изменения в контракте были согласованы "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC только в конце декабря. Один из источников "Ъ" отмечает, что "формально T будет равным нулю, а $1,5 — это именно скидка". Детали договоренностей стороны решили не разглашать.

В целом мирное урегулирование спора с китайцами обойдется "Роснефти" примерно в $3 млрд. "Это нормальная сумма, мы на нее готовы",— говорит один из собеседников "Ъ". Источник "Ъ" с китайской стороны, близкий к межправительственной комиссии двух стран, называет новую цену справедливой.

Собеседник "Ъ", близкий к "Роснефти", считает изменения в контракте "победой российской стороны". "Они вообще изначально хотели от нас скидку по $13,5 с барреля, а мы сумели договориться только о $1,5",— говорит он. При этом источник "Ъ" в "Роснефти" уверяет, что поставки нефти в Китай для компании на данный момент являются самыми выгодными. "По сравнению с западным направлением в течение 2012 года поставки в Китай с учетом новых поправок выгоднее примерно на $600 млн",— говорит он.

Но эксперты по-разному оценивают новые договоренности. Михаил Перфилов из Argus полагает, что условия поставок должны остаться выгодными для российских компаний, так как Китай сейчас более заинтересован в получении ресурсов, нежели в извлечении "незначительной прибыли". В частности, если до недавнего времени китайские компании не покупали нефть в Козьмино, чтобы не поднимать там цены, к которым привязана цена прямых поставок по ВСТО, то в последние месяцы они стали одними из самых активных покупателей ВСТО, предлагающими достаточно высокие цены.

В то же время управляющий партнер гонконгской Eurasia Capital Сергей Мэн считает, что спор решен в пользу CNPC и это было "предрешено" еще в момент заключения контракта. "Труба была построена на китайский кредит под залог поставок нефти и упирается в единственного потребителя — Китай,— поясняет эксперт.— Было ясно с самого начала, что именно CNPC будет диктовать условия". Обращение в лондонский суд и разрыв контракта, которыми грозила Россия, подчеркивает Сергей Мэн, привели бы к необходимости досрочно вернуть $25 млрд и уплачивать штрафы за досрочное расторжение кредитного соглашения.

Источник: "Коммерсант"
 

28 февраля 2012, 12:47

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.