
Касым-Жомарт Токаев высказался о проблемах отечественной науки и обозначил задачи.
«Появился ряд сложнейших проблем, которые можно решить только общими усилиями всего мирового сообщества. Очень важно замедлить глобальное потепление, обеспечить продовольственную безопасность, преодолеть последствия пандемии. Одним словом, наступает новая реальность. Если мы не адаптируемся к этим изменениям, то можем остаться на обочине прогресса», - заявил президент на заседании Национального совета по науке и технологиям.
«Наша конечная цель – быть в числе ведущих стран, а не ведомых. Это, безусловно, очень сложная цель, и мы должны это хорошо понимать. Я об этом говорил уже не раз. То есть задача состоит в том, чтобы не идти в хвосте научного прогресса, а встать в ряд государств, которые определяют этот прогресс. Возможно, эта задача выглядит излишне амбициозной, но такую задачу мы должны ставить перед собой, научный потенциал в нашей стране имеется. Понимаю, что задача сложная, но к ее реализации и решению нам нужно, безусловно, стремиться», - сказал Токаев.
По его словам, в стране имеется сильная научная школа, достаточно квалифицированных ученых. Со стороны государства науке оказывается всесторонняя поддержка.
«За последние годы в этой сфере произошли ощутимые изменения. В частности, существенно выросли объемы и улучшены механизмы государственного финансирования исследований. Начата поэтапная модернизация научных организаций. Увеличилось количество специалистов, которые проходят стажировку в ведущих научных центрах мира. Растет число грантов, выделяемых на подготовку докторантов и научные исследования. Сфера науки стала более привлекательной для молодежи.
Но этого недостаточно. Несмотря на все усилия, отечественная наука пока не является двигателем социально-экономического прогресса страны», - сказал глава государства.
По его словам, Казахстан, как и другие постсоветские государства, остался в парадигме «мобилизационной модели» развития науки.
Ее характерными проблемами выступают чрезмерно централизованная система планирования и управления, критическая зависимость от государственного финансирования, низкий спрос со стороны бизнеса на НИОКР, отток и дефицит кадров, особенно молодых.
«Для иллюстрации текущей ситуации приведу несколько цифр. За последние пять лет расходы на науку в нашей стране выросли на 60%, а доля науки в структуре ВВП наоборот снизилась до 0,13%.
Львиную часть этих затрат, а именно 70%, составляют бюджетные средства. При этом наблюдается огромный перекос в финансировании различных направлений науки. На фундаментальные и прикладные исследования приходится 82% выделяемых бюджетных средств, а на опытно-конструкторские работы – всего 18%.
Вместе с тем в стране крайне мало современных наукоемких производств. Так, 65% отечественных предприятий относятся к третьему технологическому укладу – это сырьевой сектор и металлургия.
34% – машиностроение и нефтехимия, относящиеся к четвертому укладу. Лишь 1% составляют микроэлектроника, роботизация, которые соответствуют пятому укладу. Предприятия шестого технологического уклада с упором на нано- и биотехнологии у нас вообще отсутствуют. Понятно, что мы критически отстаем в наиболее передовых отраслях науки. Я привел конкретные цифры, и это надо признать.
В развитых странах более половины предприятий относятся к пятому технологическому укладу и 5% – к шестому. Одним словом, наши производства существенно отстают от них.
Сокращение этой разницы является очень актуальной задачей для нашей страны. Поэтому перед нашими учеными стоит особый вызов.
Отечественная наука должна выступить авангардом в деле модернизации национальной экономики. Например, в Китае действует концепция общества знания, одобренная партийными идеологами. То есть в Китае существует концепция научно-обоснованного общества. Все важные решения партии и правительства в этой стране проходят обязательную научную экспертизу. Все это демонстрирует, что назрела необходимость кардинального обновления модели развития казахстанской науки.
При необходимости в будущем возможно осуществить переход к модели рациональной экономики, базирующейся на научных подходах и цифровизации. Опыт таких стран, как США, Китай, Сингапур, Япония, Южная Корея, Турция, наглядно показывает, что их нынешние впечатляющие достижения – это результат перехода к открытой рыночной модели науки.
Как вы знаете, одной из ее отличительных особенностей является стимулирование частных инвестиций в науку. Необходимо убеждать предпринимателей в эффективности, жизнеспособности и высокой отдаче технологического сектора в сравнении с покупкой и перепродажей товаров. Только тогда между наукой и бизнесом будет налажен диалог и установится взаимовыгодное партнерство.
Необходимо поддерживать исследовательские университеты, укреплять связи между наукой и производством, снижать стоимость инноваций. Очень важно ускоренно внедрять новые идеи и технологические разработки, привлекать нужных специалистов.
Наряду с этим следует с самых ранних лет формировать у детей интерес к науке и развивать у них инновационное мышление. Юные таланты должны активно вовлекаться в мир знаний. Было бы очень полезно, если бы ведущие научные учреждения активно подключились к этому важному делу.
Необходимо приглашать молодых людей, серьезно занимающихся наукой, к работе научных центров, таким образом формируя новое поколение отечественных ученых.
«Правительству предстоит реализовать комплекс мер по формированию в Казахстане открытой модели науки. Прежде всего следует законодательно закрепить новые подходы к развитию науки, усилить взаимосвязь научно-технологической и экономической политики государства.
Недавно была принята новая Концепция развития науки и высшего образования до 2029 года. Теперь назрела необходимость разработки отдельного закона о науке и технологической политике. Для стимулирования вложений бизнеса в науку требуется внедрить налоговые льготы и инвестиционные преференции в виде так называемых «супервычетов».
Алихан Асханович, посмотрите, как мы можем стимулировать за счет снижения налоговой нагрузки и большего привлечения инвестиции в науку. Мне кажется, нам нужно очень гибко подходить к налоговой политике. Там, где возможно снижать, не надо бояться. В конце концов, Налоговый кодекс должен быть простым нормативным актом, который позволяет в его рамках принимать соответствующие решения. Нельзя превращать весь Налоговый кодекс объемом в 1000 страниц в некую священную книгу, к которой невозможно подойти. Давайте договоримся на этот счет.
Они должны предоставляться предпринимателям, финансирующим НИОКР и развитие научных центров. Такой опыт хорошо показал себя в Сингапуре, Китае, Южной Корее. Конкретные нормы нужно предусмотреть в Налоговом, Предпринимательском и Бюджетном кодексах уже в этом году.
Для системного развития университетской науки необходимо сформировать широкую сеть научных учреждений. Ставлю задачу создать в регионах центры академического превосходства, в том числе технопарки, инжиниринговые хабы, лаборатории. При этом важно учесть региональные особенности, а также приоритеты научно-технологического и экономического развития», - сказал Токаев.
В Атырау -1