
Нефтяники Жанаозена, которые провели ночь у центрального офиса АО «Национальная компания «КазМунайГаз» (сейчас это здание Минэнерго. – Ред.), ответили на критику в их адрес и обещают бастовать в Астане до полного решения проблемы трудоустройства, передает КазТАГ. Как передает «Власть», число собравшихся у здания удвоилось. Сейчас там, по данным издания, около 150 человек.
«Требования – стабильная работа, стабильная зарплата, чтобы место работы не зависело от тендеров, которые проводятся на три месяца, на девять месяцев. В общем, чтобы был долгосрочный объем работ, чтобы мы так каждый раз не искали работу, не оставались без работы. Проблема в том, что мы не можем получить трудовой отпуск. Тендер проходит, через три месяца мы остаемся без работы, устраиваемся в другую организацию, а чтобы получить отпуск, нужен год. И одна из причин, что ни мы сами, ни наши дети не могут с нами отдохнуть, куда-нибудь съездить», - сказал корреспонденту КазТАГ бывший сотрудник компаний «Берали Мангистау Company» Есимжан Абдрахимулы.
«До этой мы работали в ТОО «КезБи», но так как нас условия работы там не устраивали и были проблемы по заработной плате, у нас забастовка продолжалась около месяца и часть наших рабочих приезжала в Астану. После всего этого нам добавили объем работ, уволили 19 человек и в этой организации мы начали работать, а люди, которые работали в «КезБи» поддержали нас, уволились оттуда, нас с «КезБи» около 130 человек, плюс те работники, которые в самом «Берали», около 240 человек сейчас уволены и остались без работы», - пояснил нефтяник.
Как уточняет агентство, обе компании известны как подрядчики АО «Озенмунайгаз».
Также он задается вопросом, почему компании «КезБи», где ранее уволились работники, был выделен дополнительный объем работ.
«Это один из наших вопросов, почему, когда часть работников уволилась, и был выделен дополнительный объем работ, туда еще отправили людей и эта организация еще продолжала. Откуда появился дополнительный объем и почему после этого произошел еще дополнительный набор работников. Непонятный для нас вопрос», - сказал житель Жанаозена.
Кроме того, он ответил на критику со стороны тех, кто не понимают причин забастовки.
«Говорят, что они зарабатывают 500,600, 700 (тыс. тенге – КазТАГ). Но тут нет стабильности. Проработал три или девять месяцев, потом нет объема, остаешься. Мы не получаем вовремя отпуска, не можем вовремя отдохнуть и условия труда за это время создать невозможно. Это все для нас отрицательно сказывается. Из-за этого у нас постоянное недоверие к работодателю и тем, кто дает этот объем работы. Нам нужна стабильность, не только заработная плата. И условия труда», - подчеркнул Абдрахимулы.
Еще один жанаозенец – Нурсултан Нурымулы пояснил, что прибывшие в Астану нефтяники остались без работы, потому что тендер выиграла другая компания.
«Тендер выиграла по низкой цене другая компания. Поэтому 250 человек остались безработными сейчас. Здесь примерно 150 человек, остальные остались в Жанаозене. Хотим справедливости, постоянную работу, а не по тендерам или объемам. Нас волнует, когда у нас будет постоянная работа», - сказал нефтяник.
Также он ответил на вопрос о том, как прошла ночь у здания «КазМунайГаза».
«В Мангистау у нас тепло сейчас, жарко, а в Астане минус, холодно. Но мы как адай все выдержим, и жару и холод», - сказал жанаозенец.
На вопрос, не пытались ли их выгнать с места забастовки он ответил: «Нет, это будет трудно».
«До тех пор, пока наша проблема не решится», - ответил Нурымулы на вопрос о том, сколько намерены оставаться нефтяники в Астане, подчеркнув, что их главное требование – это постоянная работа.
К нефтяникам вышел представитель «КазМунайГаза», но жанаозенцы требуют, чтобы в переговорах участвовали и представители министерства энергетики, а также представители министерства труда и социальной защиты населения.
На место событий силовиками стянуто большое число автозаков.
Между тем, корреспондент издания «Власть» сообщает, что к этому моменту число собравшихся у здания Минэнерго выросло вдвое – к утру к первой группе присоединились новые люди, и сейчас их около 150 человек.
«Наше требование не просто получить работу, мы выступаем против коррупции в нефтегазовом секторе. Есть такие рабочие, как и мы, из других дочерних компаний, которые требуют повышения зарплаты и по социальным вопросам. В прошлом году мы тоже приезжали сюда, составили комиссию и проверили компании. Нашли какие-то мелкие ошибки и мелкие штрафы заставили заплатить после проверки. Но спустя две недели там умер рабочий. Каждый год мы лишаемся брата из-за отсутствия проверок. Работа там опасная. В Казахстане вообще в производственных местах очень много смертей, людей с головной болью, рак. Плохая экология везде», - заявил изданию председатель профсоюза, бывший мастер «Кезби» и уволенный начальник цеха в «БерАли Мангистау Company» Жолмурат Улыкпан.
По его словам, 10 дней назад они писали письма в акимат города и области, в прокуратуру, в инспекцию труда, в министерство энергетики и министерство труда и соцзазиты, «предупреждали», что приедут в Астану 10 апреля. Но, по словам Жолмурата, «никаких адекватных ответов нет».
«Никого в Жанаозене не удовлетворяют их ответы. Мы не хотим смертей, как в прошлом году во время январских событий. КМГ выделили 11 млрд, но они жестко экономят. Завтра могут выйти еще больше людей. Мы приехали сюда, потому что тут не слушают. Мы хотим предотвратить большую трагедию», - заявил он.
В Атырау -3