Атырау, 26 апреля 07:29
 ясноВ Атырау +25
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

На что идут деньги недропользователей – вот в чём вопрос

4 869 просмотров


Как известно, не так давно общественники обратились c открытым письмом к президенту и правительству с требованием как можно скорее опубликовать данные о владельцах компаний-недропользователей и полное содержание контрактов и лицензий, а также об их доходах, получаемых в результате разработки природных ресурсов на открытом портале, чтобы каждый казахстанец мог ознакомиться с этой информацией. Мы связались с одной из подписантов письма, программным директором ОО “Эхо” Марией ЛОБАЧЁВОЙ.

Для тех, кто не знает, надо пояснить, что ИПДО (Международная инициатива прозрачности добывающих отраслей) действует с 2003 года и является международным стандартом, который обеспечивает прозрачность вокруг нефти, газа и других природных ресурсов стран. Согласно ИПДО компании-недропользователи должны ежегодно публиковать свои данные (налоги, соцотчисления в регионы и прочие выплаты). Но Казахстан все еще не сдал отчет за 2020 и 2021 годы. В итоге статус страны в ИПДО приостановлен до выхода отчета.

В министерстве индустрии и инфраструктуры, в чье обязательство это входит, еще 17 февраля на своем сайте сообщили, что в ближайшее время планируется публикация согласованного отчета. По их словам, его подготовка была перенесена из-за угрозы распространения COVID-19 и событий января 2022 года.

По словам Марии Лобачевой, казахстанцы имеют право знать, на каких условиях ведется добыча полезных ископаемых и кто является владельцем компаний, разрабатывающих недра нашей страны.  

"Важно понимать, что происходит с нашими добывающими отраслями, потому что Казахстан все же ресурсозависимая страна. Как бы мы ни пытались уйти от этой зависимости, на сегодня наша экономика построена на природных ресурсах, преобладает экспорт сырья. Если мы не сможем видеть информацию по недропользователям, то не будем знать, насколько хорошо или плохо государство управляет этими ресурсами, идут ли доходы от них в государственные или частные фонды или используются ещё как-то по-другому", – говорит М. Лобачева, отвечая на вопрос корреспондента «АЖ».

 

ПРИВЕДИТЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ

– Мне кажется, хороший пример – это как раз социально-инфраструктурные проекты по всему Казахстану. Местное население все время пытается добиться от местной власти и компаний раскрытия информации об этих проектах – сколько на них потрачено, кто их выбирал. Потому что в очень многих регионах стоит вопрос, за чей счет построен тот или иной памятник, за чей счет проводятся праздники и насколько разумна эта трата денег. А открытые данные позволяют людям поднимать вопросы и требовать от правительства лучшего управления. В регионах начинают задавать вопросы "почему мы тратим деньги на какие-то не слишком важные проекты, тогда как у нас есть более важные задачи?".

Вот более конкретный пример. Не так давно в ЗКО местные активисты и СМИ подняли вопрос – почему часть доли аэропорта Уральска продана российской компании, при том что аэропорт восстанавливался как раз на деньги социально-инфраструктурных проектов КПО (Карашыганак Петролиум)? То есть мало того что государство будет возмещать эти деньги своей долей нефти по СРП (Соглашение о разделе продукции), так еще получается, что отреставрировали и передали какой-то компании. Нет ли здесь просто-напросто растраты государственных средств?

И еще одна проблема: из отчетов ИПДО мы поняли, что эти деньги платятся в местные бюджеты, но где гарантия, что они используются непосредственно на природоохранные мероприятия? То есть я еще раз повторю –  открытые данные дают возможность людям бдеть за правильностью расходования этих денег и поднимать вопрос, насколько управление этими доходами эффективно.

– Возникает вопрос: почему же в последние годы эта информация в Казахстане закрыта?   

– Мне кажется, это вопрос приоритетов, который правительство на сегодня плохо понимает или не хочет понимать. У нас уполномоченное ведомство – это министерство индустрии и инфраструктурного развития. Это гигантское министерство, но при этом сама имплементация ИПДО занимает у них, может, один процент или меньше. На подготовку отчета по ИПДО выделяются очень маленькие деньги из бюджета. Если первый бюджет был до девальвации 2014-го года – в долларах он составлял около 200 тысяч, то в 2022 году на эти цели было заложено меньше 9 млн тенге, что в пересчете на доллар составляет 18 тысяч. Большая разница, не правда ли? За такие деньги ни одна из серьезных аудиторских компаний нашим отчетом заниматься не хочет.

Договор на утверждение отчета за 2020 и 2021 годы мы заключили только 28 ноября прошлого года. А 31 декабря уже был дедлайн. За месяц подготовить отчет за 2 года нереально. Драфт отчета был крайне низкого качества, и гражданское общество просто отказалось его утверждать. Недавно нам прислали вторую версию отчета, но там тоже много вопросов.

Мы поставим свои подписи только тогда, когда будет качественный отчет по ИПДО.

Айнур САПАРОВА

18 марта 2023, 08:52

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz