Финансовый эксперт, член совета директоров АО «Bereke Bank» Галим Хусаинов, личная страница в Facebook
Продолжаем про курс
Как и ожидалось, Национальный банк РК подтвердил, что были продажи с Нацфонда и эти продажи влияли на курс тенге. И здесь встает очень логичный вопрос: должны ли деньги Нацфонда участвовать в курсообразовании или нет?
Нужно понимать за счет чего пополняется Нацфонд. Основными источниками Нацфонда являются поступления НДПИ, Налога на прибыль и Налога на сверхприбыль нефтегазового сектора. Другими словами, налоги, которые платят ТШО, Карачаганак, Кашаган, CNPC, КМГ и прочие нефтяные компании идут в Нацфонд, а не в бюджет.
Суть всего деяния была направлена на то, чтобы деньги от нефтянки не попадали в экономику напрямую, а сберегались для будущих поколений. Потом Нацфонд начали использовать для финансирования различных проектов развития экономики, а также для финансирования дефицита бюджета.
Сейчас Нацфонд практически не увеличивается, что говорит о том, что поступаемые налоги уходят в виде трансферов в бюджет. Не успев принять бюджет в прошлом году, в начале этого года уже сделали корректировки на 1,5 трлн тенге. И здесь рождается очень философский вопрос. Исходя из логики, если доллары Нацфонда в бюджет выходят в экономику и потом идут на потребление импорта и приобретение инвестиционного оборудования, то логично, что тенге после определенного лага будут снова меняться на доллары, а значит фактически в экономике возникнет дисбаланс. Поэтому продажа денег с Нацфонда должна участвовать в рыночном курсообразовании, но делать это нужно правильно. Иначе тенге будет под давлением, даже при высоких ценах на нефть.
Во-первых, продавать доллары нужно равномерно, за исключением налоговых недель, в течение года. Трансфер годовой известен, погрешность будет не сильно большой.
Во-вторых, нужно отменять все ограничивающие факторы обмена валюты участниками рынка. Например, обязательная продажа выручки квазигоссектором, запрет на покупку юридическими лицами валюты без валютных контрактов. Это позволит убрать волатильность не только в сторону ослабления тенге, но и в сторону укрепления, что также плохо для экономики.
В-третьих, у нас валютный рынок сильно искажен, так как у банков имеются ограничения по привлечению и размещению валютных депозитов. Сейчас доллары привлекаются под 1%, когда во всем мире стоимость доллара уже больше 5%, но даже привлекая под 1%, Банки не могут их переразместить, так как валютные кредиты под большим ограничением по взвешиванию и запрету для физиков, а также Банки не могут размещать на международных рынках в силу наличия заградительного коэффициента КВА.
Нужна либерализация валютного рынка, но очень правильная с коммуникацией и постепенная.
Волатильность тенге при стабильных ценах на нефть и только за счет Нацфонда и Налоговых недель не очень хорошо сказывается на реальной экономике, так как в такие периоды теряют бизнесмены, а выигрывают спекулянты.