Атырау, 11 мая 11:10
 ясноВ Атырау +20
$ 439.40
€ 473.54
₽ 4.76

​Мёртвые души Казнета: как работают интернет-боты в Казахстане

2 259 просмотров


Мёртвые души Казнета: как работают интернет-боты в Казахстане

В самый пик агитационных войн перед выборами в Казахстане Orda.kz попыталась разобраться, как работают бот-фермы в социальных сетях и используют ли их в политической борьбе.

Социальные сети уже давно стали неотъемлемой частью жизни казахстанцев. Для бизнеса и политики они являются важным инструментом для продвижения продуктов и управления репутацией. Но на этом поле встречаются не только честные игроки, но и те, кто готов использовать любые способы для достижения своих целей. Одним из таких способов является работа с ботами.

Боты – это фейковые аккаунты, можно сказать, «мёртвые души» социальных сетей. Они могут вести себя, как живые пользователи интернета, писать комментарии, лайкать и репостить записи. В руках профессионалов фейковые аккаунты могут стать мощным инструментом для управления репутацией.

Как правило, боты создаются недобросовестными PR-агентствами. Фейковые аккаунты заранее готовятся к работе, т.е. независимо от наличия заказов. Работники этих «бот-ферм» могут действовать из одного офиса или сидя дома. Некоторые команды даже набирают на фриланс-площадках.

Менеджер, который «растит» только одного бота, уделяет ему немало времени. В его обязанности входят: подбор фото псевдопользователя, доказательств его реальной жизни, репосты и подписки. А если сотрудник запускает своё детище в работу, то он может сутками, допустим, конфликтовать от его лица с другими пользователями, советовать что-то в комментариях и т.д.

«Многие думают, что боты – это просто лайки и репосты, но все`сложнее. Работа с ботами нелегка, нельзя писать один и тот же комментарий со всех фейков. Это слишком заметно и непрофессионально. Прежде чем начать работу, нужно составить план. В него входит мониторинг, написание комментариев и согласование их с заказчиком. Также и создание фейковых доказательств «жизнедеятельности» ботов в реальной жизни», – рассказала для Orda.kz Карина Космос, бывший работник «бот-фермы».

Виды ботов

Карина рассказала, что база делится на типы ботов в соответствии с заказами клиентов. Так существует три основных вида ботов: боты-хейтеры, боты-приманки и боты-тролли.

Фото: factcheck.kz

Боты-хейтеры используются для создания негативных инфоповодов вокруг той или иной темы. Они могут унизить конкурента заказчика в глазах общественности. Они способны построить негативное отношение к определённому бренду или человеку.

Фото: school.cabar.asia

Боты-приманки могут создаваться на различные темы. Их главная задача – приманивать пользователей и писать позитивные отзывы о клиенте. Интересно, что они не пишут комментарии открыто, всё завуалировано, но понятно. Так, анонимный источник сообщил Orda.kz, что в своё время некоторые известные в Казахстане медиа-порталы прибегали к услугам «бот-ферм» для раскрутки.


Боты-тролли – самый необычный вид ботов. Они создают шум, конфликты и инфоповоды вокруг заказанного аккаунта. Их особенность в том, что они могут агрессивно вести себя по отношению к противникам заказчика. Они создают выдуманные ситуации и прикрепляют фейковые фото и видео, утверждая, что именно с ним что-то случилось, и он видел это своими глазами. Троллей можно заметить в ответах к комментариям. Там эти боты грубо подшучивают над пользователями, оскорбляют их и ведут себя слишком радикально.

Фото: school.cabar.asia

Корреспондент ознакомился со среднестатистическими расценками услуг PR-агентств по созданию ботов. Оказалось, что размеренная работа фейк-ботов, как правило, стоит недорого. Так, они будут периодически появляться под постами заказчика, оставлять комментарии и ставить лайки. А вот активная работа с негативом, создание инфоповодов и шумихи в комментариях конкурента в среднем стоит от 1000$.

Боты – диванные политики

Помимо работы по спасению или потоплению бизнеса, боты могут применяться и в политической деятельности. Нечестные политики могут прибегать к услугам «бот-ферм», чтобы поднимать свой рейтинг в глазах общественности, укреплять репутацию своих проектов и программ или «замять» свои публичные грехи.

Так, ещё в 2019 году factcheck.kz провели подробное исследование, в ходе которого выяснилось, как ведутся странички ботов и по какому признаку их возможно определить. По данным портала, ботов нередко использовали для политической агитации, «очернения» оппозиции и продвижения партий в Казахстане.

В марте этого года в Казахстане пройдут внеочередные выборы в депутаты маслихата. В Казнете уже распространяются видео, на которых видно, как неизвестные люди переклеивают или срывают предвыборные плакаты некоторых кандидатов. Отсюда возникает вопрос, может ли иметь место использование ботов среди баллотирующихся в депутаты? Корреспондент взял комментарий у известного казахстанского политтехнолога Дины Шайхислам, чтобы выяснить, насколько эффективны могут быть «бот-фермы» в политике.

Дина Шайхислам. Фото из instagram: @dina_shayk
«Важная проблема любых выборов в Казахстане – это то, что многие кандидаты делают слишком большой акцент на медиа, в особенности на соцсети. Самое главное, что может дать явку и настоящие голоса – это агитация, обходы от двери до двери, раздачи листовок и объяснение программы среди населения».

Политтехнолог напомнила, как прошли последние президентские выборы. Она отметила, что на них явка была достаточно низкой. По её словам, около 40% явки на выборах обеспечивают административным ресурсом. Это голоса бюджетников и студентов, которых заставляют идти на участки. Если посчитать, то окажется, что процент добровольной явки на выборах в Казахстане – низок.

«Кандидаты с народом практически не работают. Но почему-то они уделяют много внимания и ресурсов на соцсети, хайповые истории, услуги «бот-ферм», плакаты, баннеры. Только это не работает. Я на своём опыте знаю, что некоторые политики порой прибегают к использованию ботов. На некоторых кандидатов, с которыми мне приходилось работать, тоже заказывались вбросы от ботов. Да, это такой инструмент, но на самом деле он не повышает явку. Нужно хорошо работать с полем. У нас почему-то больше всего денег кандидаты тратят на медиа-составляющую предвыборной компании, на банеры, ситиборды и т.п.».

По словам Шайхислам, к этим методам прибегают просто потому, что это дешевле и легче, чем проводить обходы, нанимать агитаторов и волонтёров, которые будут представлять предвыборные программы народу.

По классической модели избирательной компании, на одного избирателя должно выделяться как минимум 2$. Таким образом, если умножить 2$ на количество избирателей в регионе, то получится сумма, которая рассчитана на предвыборную компанию. В Казахстане же, т.к. ресурса не хватает, приходится всё покрывать медийными инструментами.  

Политтехнолог Дина Шайхислам поделилась, что уже сталкивалась с работой «бот-ферм». По её словам, это слабый инструмент влияния на избирателей.

«По своему опыту знаю, что бывают какие-то посты, публикации и комментарии, которые заказываются на кандидатов. На моих клиентов тоже заказывались боты. Но там история всегда однозначная – шаблонные типичные комментарии с типичной критикой. Понимаю, это их дело, тоже пусть будет инструментом влияния. Но, мне кажется, лучше бы эти заказчики тратили деньги на работу с населением, на проведение рабочих встреч, заказывали какие-то хорошие статьи в редакциях. А они тратят деньги на каких-то ботов и на негативную информацию об оппонентах, хотя сами не построили для себя хорошей позиции».

Как деятельность «бот-ферм» может повлиять на избирателей

Как деятельность ботов и их фейковые комментарии могут влиять на взгляды и мнения населения? Безусловно, многие пользователи Казнета уже научились отличать фейковые комментарии от настоящих. В основном они «выдают» себя тем, что комментарии звучат неискренне, наигранно и «притянуты за уши». Но есть и те, которые умеют писать на таком профессиональном уровне, что очень трудно различить, где реальное мнение казахстанцев, а где хорошо отыгранная фальшь.

Эксперты-психологи сходятся в одном мнении. Они считают, что деятельность «бот-ферм» может сказаться на восприятии реальной картины. Так практикующий психолог Улмекен Жумабаева поделилась экспертным мнением.

«Комментарии в соцсетях, безусловно, влияют на психологическое и эмоциональное состояние человека. В интернете мы часто можем заметить, как люди общаются в комментариях. Каждый человек воспринимает информацию по-своему. Если у человека высокая восприимчивость к ситуациям, то можно и обмануть его, и навязывать ему что-то. Но это напрямую зависит, конечно, от опыта оппонента. Допустим, если он сможет высказать своё мнение достаточно убедительно и уверенно. «Стадный инстинкт» проявляется у человека в состоянии аффекта. Так, при должном давлении, человек может ему поддаться».


4 марта 2023, 09:08

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz