
Экономист Алмас Чукин, личная страница в Facebook
США и ЕС к годовщине вторжения РФ в Украину объявили новые пакеты санкций. Что теперь в меню? Что можно добавить к самой сильной мере, которая уже сильнейшим образом сказалась на доходах российской нефтянки, – потолок в 60 долларов на баррель экспортной нефти.
В банковской сфере синхронно завершилась зачистка сектора. США, ЕС и Великобритания закрыли доступ к евро практически всем оставшимся крупным банкам. Про доступ к Свифту, системе международных переводов отдельно ничего объявлено не было, но произошло худшее. Эти банки попали в SDN, специально поименованные организации, а это в бизнесе хуже, чем самый заразный вирус.
Без доступа к доллару или евро банк худо-бедно может существовать, есть своя валюта и другие валюты. Но когда банк попадает в список "нежелательных персон" – это конец. Банки не живут поодиночке. Весь смысл банка переводить деньги клиентов в другие банки, обслуживая платежи и другие операции. Но с санкционным банком другие банки прекращают всякие связи: не открывают кредитные лимиты, не посылают и не принимают от них деньги.
Отключенный от доллара Сбер и Альфа потрепыхались с марта до июня, но от SDN сдулись в момент, когда все казахские банки прекратили с ними операции. Кому нужен банк как банк, это сейфовое хранилище, а не сервисная компания.
Остаётся, конечно, экосистема собственной страны и рубль. Сбер, ВТБ, другие продолжают оперировать пока в РФ и другие банки с ними работают, а куда деться. Но тут надвигаются вторичные санкции.
Отличием этого пакета от прошлых стало наличие в нём кучи компаний, сотен фамилий людей, попавших под санкции уже за нарушение санкций. Поспособствовали стране или другим в обходе санкций. Кстати в Европе изменили законодательство – деятельность по обходу санкций стала уголовным преступлением.
Тихой сапой санкции добрались и до атома. Санкции были введены против Запорожской АЭС, которая находится под контролем военных РФ. Не очень понимаю, что это значит. ЕС пока никак не может договориться по санкциям по Росатому. Дело в том, что 40% ядерного топлива производится в РФ, и выключение в один момент их из рынка может сильно дестабилизировать Францию и ряд других стран с АЭС, особенно в Восточной Европе, где в основном стоят российские реакторы. Казахстан и Узбекистан не смогут заполнить пустоту на рынке, поскольку мы производим в основном полуфабрикат и часть добычи в РК принадлежит РФ.
Но без объявления всяких санкций Сименс не получил разрешения на поставку Росатому ключевой установки КРУЭ для станций, строящихся Росатомом в Турции и Венгрии, из опасения, что оборудование и техническая документация попадут в Россию. Интересно, как они будут вводить станции в строй без блока распределения электричества?
Вообще досталось и другим. Под санкции попал Мегафон, Сколково. Запретили в США практически российский алюминий – пошлина в 200%. Нельзя продавать в РФ бинокли, снегоходы, насосы и запчасти для грузовиков. Парня какого-то, который приложение в аппстор написал для расчета прицелов, тоже приложили санкциями.
И наконец-то разобрались решительно с бытовой техникой, по которой была непонятка, то ли можно, то ли нельзя. На них ввели ценовые ограничения – теперь в РФ и РБ нельзя продавать смартфоны, посудомоечные машины и микроволновки дороже 300 долларов, для пылесосов — 100 долларов, а для холодильников и кондиционеров — 750 долларов. В американском правительстве считают их товарами двойного назначения, которые могут быть использованы для нужд вооружённых сил.