
Политолог Досым Сатпаев, личная страница в Facebook
Всем кандидатам, не связанным с властью и представляющим протестную часть общества, кто собрался баллотироваться в мажилис, уже сейчас "на берегу" надо обсудить четыре вопроса:
1. Что делать, если никто не пройдет регистрацию?
2. Как могут помочь те, кто не пройдет регистрацию, тем, кто пройдет?
2. Что делать, если никто не пройдёт в парламент?
3. Что делать, если кто-то все-таки туда попадет?
Ответ на каждый из этих вопросов предполагает разработку отдельных стратегий действий, чтобы навязывать властям свой стиль борьбы. Если ввязываться в бой, то по своим правилам.
Но это должно быть консолидированное мнение, так как в интересах власти не только запустить засланных казачков в выборный процесс и ставить палки в колеса, но также устроить конкуренцию между оппозиционными кандидатами в рамках одного избирательного округа, что ведет к размытию протестного электората.
В идеале было бы разумным атаковать разными силами не только нижнюю палату, но и маслихаты.
Ведь даже гипотетическое попадание в нижнюю палату парламента одного или нескольких оппонентов власти имеет свою ловушку. 70% доминирование пропрезидентских партий. Это также ведёт к ещё одной детали, в которой скрывается дьявол.
Основная текущая работа в парламенте по законотворческой деятельности сосредоточена в парламентских комитетах. Их сейчас семь. При этом раньше, когда парламент избирался по партийным спискам, председателями этих комитетов были представители пропрезидентских партий, попавших в парламент.
Сейчас непонятно, будут ли вноситься изменения, чтобы председателями парламентских комитетов были также победившие самовыдвиженцы, или же контроль над деятельностью комитетов будет опять находиться в руках зомби-партий.
Но в любом случае со стороны власти будут предприняты все меры, чтобы парламентские комитеты были под контролем лояльных депутатов.
Единственный способ этому помешать – это не на словах, а на деле расширить состав приглашённых участников законотворческой работы парламентских комитетов за счет независимых экспертов и представителей гражданского общества.