Главная причина низкой минимальной заработной платы в Казахстане это отсутствие динамичного подхода в ее определении, из-за которого данный показатель не успевает за изменениями в экономике, сообщает пресс-служба Агентства по стратегическому планированию и реформам РК.
Общеизвестно, что для реализации предвыборной программы президентом был утвержден план действий, одним пунктом, из которого является внедрение новой методики определения минимальной заработной платы, базирующейся на динамичном подходе и учитывающей основные экономические показатели, в том числе уровень инфляции.
В мировой практике минимальная заработная плата (далее - МЗП) выступает важным инструментом защиты наиболее уязвимых и низкооплачиваемых категорий работников.
Согласно определению Международной организации труда, установление МЗП преследует цели по защите трудящихся от неправомерно низкой оплаты труда, равному и справедливому распределению плодов прогресса, а также обеспечению работников соответствующим минимумом, покрывающим расходы на жизнь.
Несмотря на разделение экспертных мнений о пользе данного инструмента, на сегодня МЗП существует в более чем в 90% странах-членах МОТ, а подходы ее определения зависят от особенностей экономики страны, специфики рынка труда и других факторов.
Таким образом, в мире не существует универсальной методики определения МЗП, которая может успешно применяться в любой стране мира.
Однако можно с уверенностью сказать, что наличие методологии определения МЗП, построенной на различных экономических факторах, является признаком развитости МЗП как составной части всей системы оплаты труда страны.
Для оценки адекватности МЗП в мире используются различные показатели. Наиболее распространённым является индекс Кейтца (отношение МЗП к медианной заработной плате), который МОТ рекомендуется на уровне 50%.
В странах Европейского союза индекс Кейтца в среднем составляет 60%, например, в Португалии – 70%, в Польше – 63%, а в странах со схожим уровнем доходов (согласно классификации стран Всемирного банка), например, в Боливии индекс Кейтца составляет 66%, в Чили – 66%, в Эквадоре – 88%.
Как дела обстоят в Казахстане?
Вместе с тем, в Казахстане долгое время МЗП устанавливалась на уровне прожиточного минимума, и только в 2019 году она была определена на уровне выше прожиточного минимума – 42,5 тыс. тенге. В текущем году по поручению президента МЗП установлена на уровне 60 тыс. тенге.
В результате из-за отсутствия четкой методологии ее определения МЗП значительно отставала от медианной заработной платы по стране и не учитывала реальную ситуацию в экономике. Так, в Казахстане индекс Кейтца в 2022 году составил всего 29,4%[1].
Как отметили в Агентстве по стратегическому планированию и реформам РК, сохранение такой тенденции оказывает негативное влияние на уровень заработных плат, поскольку основную долю доходов населения формируют именно доходы от трудовой деятельности, а это более 73% в структуре доходов.
Главная причина низкой МЗП Казахстана – это отсутствие динамичного подхода в ее определении, из-за которого данный показатель не успевает за изменениями в экономике.
Какие действия предпринимаются для решения проблемы?
В этой связи для решения данного вопроса главой государства в своем послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» был озвучен ряд поручений.
Во-первых, это повышение размера МЗП с 1 января 2023 года с 60 до 70 тыс. тенге, которое затронет доходы порядка 1,8 млн граждан.
Во-вторых, внедрение новой методики определения МЗП, базирующейся на динамичном подходе и учитывающей основные экономические показатели.
Эти шаги очень важны для развития всей системы оплаты труда, так как коснутся не только тех работников, кто получает МЗП, но и тех, чей оклад рассчитывается на основе МЗП. Динамично растущая и обоснованная МЗП должна положительным образом сказаться на росте реальных денежных доходов населения.
В АСПиР считают, что при реализации данной инициативы необходимо просчитать различные варианты определения МЗП со сценариями ее влияния на экономику, так как ее необоснованный рост может привести к различным негативным последствиям, к которым относятся снижение формальной занятости и рост потребительских цен.
При этом для нивелирования указанных рисков к вопросам определения МЗП необходимо активно вовлекать все заинтересованные стороны: представителей государственных органов и бизнеса, профсоюзы, международных и местных экспертов в сфере оплаты труда.