Атырау, 8 февраля 06:11
 будет пасмурноВ Атырау -7
$ 456.98
€ 489.43
₽ 6.45

​У потребителей появится свой защитник-омбудсмен

1 961 просмотр

В Казахстане разработаны поправки в законодательные акты, регулирующие защиту прав потребителей.

Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в зоне так называемого потребительского риска. Чаще всего мы даже не замечаем, как нас нагло обсчитывают, обвешивают, вводят в заблуждение многочисленные продавцы, изготовители, услугодатели. Между тем нормы действующего Закона «О защите прав потребителей» дают гражданам реальные возможности отстоять свою правоту. Хотя редко кто, «попав на деньги», рискует окунуться с головой в нелегкий процесс их возвращения. Но это уже другая тема…

Впервые Закон «О защите прав потребителей» был принят еще при Союзе. Впоследствии в Казахстане он неоднократно видоизменялся, вот и сейчас в него подготовлен очередной пакет поправок. О наиболее интересных нормах новой редакции закона нам рассказал руководитель департамента по защите прав потребителей Атырауской области Алем УАЛИЕВ. Итак…

Во-первых, предлагается ввести профильный институт омбудсмена – лица, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определенных слоев общества. Например, в Казахстане уже существуют омбудсмен по правам человека, по правам ребенка, есть свой уполномоченный у бизнес-сообщества. Возможно, появится такой и у многомиллионной армии потребителей – он должен стать глашатаем их проблем и чаяний в самых верхних эшелонах власти.   

Во-вторых, аннулируется трехэтапная система приема жалоб (обращений, заявлений) от населения. Сейчас она такова: сначала потребитель должен самостоятельно направить письменную претензию предпринимателю (продавцу, изготовителю, услугодателю), который обязан ответить на нее в течение 10 календарных дней. Если он отказал в удовлетворении претензии либо вовсе на нее не ответил, человек имеет право обратиться в департамент по защите прав потребителей (госорган), либо в общественное объединение или же к медиаторам (досудебное урегулирование потребительского спора). И, наконец, этап последний – это суд, когда уже исчерпаны все возможности разойтись миром.

Эту модель внедрили всего два года назад. Предполагалось, что она разгрузит заваленные делами суды, укрепит институт медиации; однако, как показала правоприменительная практика, сие трехступенчатое новшество превратилось в бюрократический барьер. В общем, «перемудрили».

– В связи с этим предлагается вернуться к прежней, двухэтапной системе. То есть сначала пишется претензия, а уже потом потребитель обращается в тот орган, который посчитает нужным, в том числе используя конституционное право обращения в суд, – пояснил А. Уалиев.

Третья новелла призвана приструнить бизнес-сообщество и поддержать общественные объединения, специализирующиеся в защите прав потребителей.

– В последние годы много внимания уделяется защите прав предпринимателей и это, конечно же, хорошо, поскольку крепкий бизнес – фундамент любого развитого государства. Но при этом не стоит забывать о том, что бизнес представляет собой систему взаимоотношений между предпринимателями и потребителями. И баланс интересов меж ними должен быть равным. Сейчас он сильно «перетянут» в сторону предпринимателей, – говорит руководитель департамента. – Вот только один пример из многих. В Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» в четырех местах отмечена необходимость привлечения представителя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», если принимаемое решение или обсуждаемый вопрос касается сферы бизнеса. И нет ни слова об общественных объединениях по линии защиты прав потребителей!

Таких общественных объединений в Атырау два. Это ОО «Қара Шаңырақ Қазақстан» (до недавнего времени оно называлось «Потребительский альянс “Запад”») и «Защита прав потребителей и развитие конкуренции». Так вот. Разработчики законопроекта предлагают штрафовать субъектов бизнеса, если, к примеру, их товар через суд признан некачественным, а размер денежного взыскания будут рассчитывать исходя из стоимости товара. Часть этого штрафа пойдет в бюджет общественного объединения, защищавшего права потребителя в суде. 

Есть в законопроекте и другие новшества. В настоящее время его онлайн-обсуждение на портале «Открытые НПА» уже завершено, ведется согласование с заинтересованными госорганами. Следующий этап – рассмотрение в мажилисе парламента страны. С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Комитета по защите прав потребителей.

Лев ГУЗИКОВ

5 декабря 2022, 19:52

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz