Атырау, 22 сентября 11:25
 ясноВ Атырау +25
$ 479.05
€ 534.57
₽ 5.17

Наперегонки со смертью и другими опасностями

5 343 просмотра


8.30. Станция. Пересменка у бригад. Фельдшеры в свойственной всем медикам манере создают движение, сдают отчёты. В сторонке от всей этой суеты, незаметные среди фельдшерских багряных костюмов и жёлтых «неотложек» стоят, тихо беседуя о своём, водители. Лавров им обычно не достаётся, да и к вниманию прессы эти ребята не привыкшие. Но именно от их профессионализма, выносливости и выдержанности зависит 50% успеха всей бригады скорой помощи. Когда речь идёт о жизни и смерти, именно скорость бывает решающей.

Энвер СЕТТАРОВ имеет самый большой непрерывный водительский стаж в «скорой» – 43 года. За все эти годы он не совершил ни одного ДТП. Но любят и уважают его здесь не за это, а за лёгкий характер, надежность и милосердие. В команде с Энвером Ризаевичем и рабочие часы проходят незаметно, а мужчины – маленькая деталь – здороваясь с ним, уважительно прикладывают к рукопожатию вторую руку.

Работать на станцию он пришёл сразу после армии в 1979 году и, по его словам, никогда ему в голову не приходило, что можно работать где-то в другом, более спокойном месте.


ЖИВОЙ ТРУП НА АРБАТЕ

– За многие годы этой работы я многое повидал. Мой труд не так заметен, но без меня медикам, как ни крути, никак не обойтись. И дело не только в том, чтобы быстро приехать на место вызова и транспортировать пациента в больницу. Фельдшер и водитель в одном салоне «скорой» – одно целое в борьбе за человеческие жизни. А еще мы защитники, громоотводы, иногда психологи, – говорит Энвер Ризаевич.

Как известно, контингент у «скорой помощи» разнообразный, и попадаются всякие. И скучающие бабушки-«божьи одуванчики», и паникёры, и пьяницы, и семейные дебоширы, и суицидники.  Нередко бывает так, что пока медики оказывают им помощь, шофер отбивается от их родственников.

– С каждой минутой ожидания градус раздражения растет, и пусть даже если мы ехали средние 15 минут, за это время люди успевают накрутить себя. Это можно понять, ведь их близкий человек в тяжёлой ситуации. Находясь в таком состоянии, они обвиняют «скорую» в медлительности, нежелании оказать помощь, а порой и им самим очень нужен специалист. Оскорбляют, замахиваются. А я? Я могу попытаться их успокоить. Выяснение отношений, драка – это всё занимает время, которого у нас нет. Кроме того, нужно частенько помогать фельдшерам, если больной чувствует себя настолько плохо, что не может самостоятельно дойти до машины.

Бывают и случаи, когда фельдшерам нужен защитник:

– Приезжаем на вызов, медики заходят в дом. Вижу, что осмотр затянулся, выхожу из машины, пытаюсь открыть дверь, а она заперта изнутри. Как потом выяснилось, не успели они войти, как на них накинулись «больные», отобрали телефоны и стали шантажировать: предметом их желания был их оранжевый чемоданчик с медикаментами. Наркоманы. Конечно, отбил девушек. Уже потом полицейских вызвали.

– Если вызов странный, мы обязательно заходим в квартиру вместе с медиками и оцениваем ситуацию. Если всё в порядке, возвращаемся в машину, – говорит другой водитель, Кайрат БАЗАРКУЛОВ. – Иногда, всё же приходится применять силу, но исключительно во благо человека, раз уж не может себя контролировать.   

Бывают также пациенты, которые позволяют себе «вольности» в отношении женщин-фельдшеров. Все эти неуместные действия отлично пресекает твердый, как обух топора, взгляд сопровождающего их водителя.

Ещё из водительских баек (хотя никакие это не байки, а реальные истории):

– …Вызов на Арбат в Алмагуль. На скамеечке, развалившись, сидит человек. Вернее, труп. Глаза и рот открыты, кажется, уже окоченел, синюшный весь – жуткое зрелище. Подходим, фельдшер пытается нащупать пульс, а он взял и ожил. Девушка взвизгнула, спряталась за меня. Впервые видел человека, который спал с открытыми глазами. Потом пришлось его усмирять, так как он внезапно воспылал к нашему медику светлыми чувствами.

Вспомнили и случай с буйным пациентом, приложившим к своему горлу лезвие. Этого тоже надёжно и аккуратно «успокоил» водитель. Были и те, кто пытался залезть в салон с неизвестными намерениями – пытался сломать двери и выбил стёкла.

Мужики, подумав, вспомнили, как вытаскивали из дома очень грузную женщину, рискуя своими жизнями. Утечка газа: благо, ничего не взорвалось, а пациентку удалось откачать.


«ПОМОЖЕМ ЕСЛИ ЧТО»

– В машине часто кричат, матерятся, кого-то тошнит, брызжет кровь, раздаются стоны, хрипы… Попробуйте вести машину, когда у вас за спиной такое происходит, – говорит Кайрат. – Не нужно забывать и о динамично меняющемся сюжете на дороге. Доставить надо быстро, но так, чтобы люди внутри машины во время сложных манёвров не пострадали. Для этого мы все проходим курсы безопасного вождения.

К счастью, многие из нас даже не представляют, чем напичканы эти больницы на колёсах.  Монитор пациента, дефибриллятор, электрокардиограф, аппарат ИВЛ, электроотсос, небулайзер и многое другое, что и выговорить-то сложно. Если что-то из этого оборудования упадёт в результате неосторожного манёвра, то оно уже никогда не будет работать точно. Не говоря уже о том, что в результате ДТП машина может выйти из строя. Между прочим, одна наша машина стоит около 40 миллионов тенге.

…Кстати, о курсах. Каждый водитель ещё и в какой-то мере фельдшер – все они прошли курс по базовой реанимации и в особом случае смогут справиться почти как врач.

ПОЧЕМУ ИХ ТАК НИЗКО ЦЕНЯТ?

– Как-то нам передали вызов на Азаттык. Называют номер дома и квартиры, – рассказывает волонтер, помогающий на «скорой», Арман КАСЫМОВ. - А наш водитель кардиобригады Руслан, переспросив адрес у диспетчера, выдаёт: «Ребят, это ложный вызов».  

Дело в том, что у него в голове существует виртуальная карта с улицами, домами, квартирами. Он знает все объездные дороги города, старые и новые названия улиц, номера домов и квартир – не хуже интернет-навигатора. Как он понял, что это ложный вызов? Посмотрел карту в своей голове и не нашёл номера квартиры в указанном доме. Чуть позже выяснилось, что он был прав. А ещё он имеет привычку говорить «Только не в нашу смену», пристёгивая пациента к носилкам. Если он перепроверяет ремни, значит, поедем быстро.

Но, как выяснилось, Руслан недавно уволился с этой службы.  

– Что ж, видимо, человек нашёл более доходную работу. Его можно понять – у всех семья, её надо кормить, - говорят водители.  

А ведь проблема действительно серьёзная. По словам заместителя директора станции скорой помощи Наргизы АБРДРАХМАНОВОЙ, костяк водителей остаётся, но есть и текучка кадров – как раз из-за низкой зарплаты. Верите, нет – оклад водителя на сегодня составляет 64 тысячи тенге. Благодаря некоторым надбавкам от государства и премиям от организации эта цифра едва дотягивает до 120 тысяч тенге.

– Неужели водитель не заслуживает отдельного внимания, ведь порой мчаться наперегонки со смертью – не просто особенность его работы, но и обязанность, – говорит Наргиза Нуритдиновна. – И часто именно от водителя неотложки зависит наша жизнь. Так почему же такие ценные кадры так низко ценятся?

Вопрос, увы, пока остающийся без ответа.

Анастасия ШЕРСТЯНКИНА

Фото автора

16 ноября 2022, 10:55

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.