Экономист Алмас Чукин, личная страница в Facebook
Сегодня прошёл юбилейный десятый конгресс финансистов Казахстана. В целом, мне он очень понравился, и навеял воспоминания и породил в голове некие цепочки ассоциаций разных событий.
Судя по всему, мы повзрослели и страна меняется. Я помню Конгрессы в 2000-е годы до кризиса, всё росло бешеными темпами, президент Назарбаев лично их открывал, но всё было больше официозом, чем дискуссией профессионалов. Потом эти собрания пропали из виду и сейчас собираемся вновь.
Начало было задано "разрезанием пут" "сыну" тенге – родился у тенге ребёнок – цифровой тенге. Был тенге бумажно-монетный и безналичный, а теперь ещё будет и криптовалютным. Ходить он, правда, начнёт не скоро, первые шаги в будущем году и совсем хорошо зашагает через 2-3 года. Но надо понимать, что это очень серьёзно и грядут большие перемены. Рядовым пользователям должно быть только лучше – удобнее и дешевле будет пользоваться платежами, можно вообще без банков обходится. Но банки могут пострадать, если не освоятся с этим новым "тенге" и им надо шевелиться.
Потом с разных сторон "обрабатывали" Пирматова, шефа Нацбанка. Во-первых, требовали сказать, что будет дальше со ставкой. Во-вторых, предлагали и поднять, и понизить её одновременно с разных сторон зала.
Про будущее ответ был понятным – в декабре очень вероятно очередное повышение, а в следующем году по мере снижения инфляции возможно снижение, но всё это зависит от данных, которые поступают из экономики и их моделей.
А по поводу вопросов и советов мне понравилась его шутка в кулуарах. На вопрос-выступление одного из грандов он пошутил, – Вы мне напомнили моего школьного учителя, который говорил: "У меня к вам один вопрос – во-первых..."
Но кроме шуток, день рождения тенге 15 ноября 1993 года, который и стал поводом для дня финансиста, на самом деле не совсем праздник. Точне сказать, введение национальной валюты – это точно хорошо. Но вот дата вызывает вопросы. И связана отдалёнными созвучиями с проблемами сегодняшнего дня.
Немного истории. В декабре 1991 года СССР скончался и одновременно с этим возникли вопросы по единой валюте – советскому рублю. Начался бардак и шатания, поскольку у рубля возникло 15 центральных банков (три Балтийских страны вскоре вышли). В июле 1992 года Россия выпустила в обращение российский рубль, который ещё существовал параллельно с советским.
Все страны придумывали способы защиты собственного рынка от вымывания товаров в обмен на стремительно обесценивающиеся рубли. В ход пошли разные схемы в виде купонов, печатей и прочего. Первыми на решительный шаг пошли в Кыргызстане – в мае 1993 года был введён сом и через 20 дней обмена по 200 рублей за 1 сом, рубли были выведены из обращения, единственным платёжным средством стал только сом.
Это решение позволило хоть как-то спасти деньги и сбережения населения от полного обесценения. Не случайно и до сих пор курс сома к доллару опустился в район 80, гораздо лучше чем у других.
Остальные республики бывшего СССР всё игрались в рублёвую зону, и после того как в июле 1993 года РФ де-факто ввела свой рубль и прекратила двойное хождение двух видов рублей, начались разговоры о вхождении в новую рублёвую зону 6 стран. Но эти договора, подписанные в августе так и умерли (кроме Таджикистана, который пользовался рублём до 1995 года), и осенью все стали вводить свои валюты как исключительные денежные единицы.
Мы упустили время, и дата введения 15.11.93 не повод для радости. Комиссия по введению денег и подготовительная работа была начата в 1992-м, а решение принято только осенью 93-го. К тому времени от рублей в кошельках и матрасах населения от сумасшедшей инфляции не осталось практически ничего, и обмен 500 рублей на 1 тенге был достаточно символичным.
Точно так же, мы затянули с вводом плавающего курса, и через две резкие девальвации пришлось прийти к тому же самому, но гораздо позже и с большими потерями.
Уроки истории и сегодня. А сегодня подняла голову инфляция, которая грозит дойти до 20%. И понятно, что горькое лекарство в виде базовой ставки в 16% мало кому приятно. А что делать? И главное, ведь все равно не работает. Пока. Люди берут кредиты и под 30, и под 40, и даже под 56%. Если ставка в жизни 56%, ставка НБ в 16% не имеет никакого значения. Но надо помнить как наши родители потеряли всё при инфляции 200% в месяц.
На финансистах, и на политиках лежит большая ответственность – это в сухом остатке мои впечатления от нашего форума. Надеюсь, что 30 летие тенге в следующем году мы отпразднуем с более оптимистичным настроением.
На фото сборная страны: Ораз, который вводил с коллегами тенге, Умут - Халык, Михаил - Каспи, Мадина - регулятор фин. рынка, Галым - шеф НБ и Тимур - первый зам администрации президента. Модератор – Елена, ассоциация финансистов.