Атырау, 21 ноября 19:15
 ясноВ Атырау +3
$ 495.20
€ 522.34
₽ 4.94

«Ваше мнение – как коррупция связана с казахской культурой?»

15 204 просмотра

Компания NCOC расписалась в своем бессилии перед коррупцией внутри предприятия и решила внедрить программное обеспечение по слежке за мобильными телефонами в офисе, сообщили несколько ее сотрудников в редакцию «АЖ». Но дело оказалось не только в этом. 

14 октября в офисе NCOC в Атырау состоялось плановое собрание, посвященное корпоративной этике и соответствию нормам. Участникам собрания сообщили о намерении компании внедрить программное обеспечение по взлому корпоративных мобильных телефонов. Эта новость возмутила сотрудников, особенно казахстанских. Аргументировать необходимость внедрения такого сервиса вызвался представитель компании Shell в консорциуме, менеджер отдела этики и соответствия нормам, гражданин Федеративной Республики Нигерия О. С. (назовём его так). В качестве аргумента, по словам обратившихся в редакцию участников нерядового собрания, из его уст прозвучал вопрос «What is your opinion how the corruption is related with Kazakh culture?» ("По вашему мнению, как коррупция связана с казахской культурой?"). Но возмущение моих собеседников вызвала не только сама эта фраза – они ставят под вопрос саму правомерность слежки за мобильными телефонами в офисе.

Заказчиками оборудования для негласного извлечения и анализа данных с мобильных телефонов, как правило, являются правоохранительные органы или службы разведки различных стран. По нашим данным, NCOC планирует работать с широко известной в узких кругах израильской компанией Cellebrite. Первая ссылка – народная энциклопедия https://cyclowiki.org/wiki/Cellebrite: «Является разработчиком инновационных технологий для работы с мобильными данными и поставщиком комплексных решений в области обслуживания мобильных устройств и криминалистических исследований. Сотрудничает с американскими спецслужбами. В начале августа 2019 года выяснилось скандальное использование технологии данной фирмы спецслужбами РФ для взломов телефонов протестующих. В феврале 2018 года Cellebrite начала оказывать новую услугу – разблокировка всех моделей iPhone компании Apple и получение любых данных с устройства. Взлом осуществляется в обход пароля, сканера отпечатков пальцев, системы сканирования лица Face ID…».

Компания часто упоминается в контексте партнерских отношений с ФСБ и СК России.

Вот описание одного из ее комплексных продуктов с ее сайта: «Наиболее мощное программное обеспечение для углубленного декодирования и анализа данных, а также создания подробных отчетов; для мгновенной идентификации мобильного телефона; обеспечивает обмен информацией со всеми уполномоченными сотрудниками…».

– Это оборудование двойного назначения – продукция, подпадающая под действие экспортного контроля и применимая как в «мирных» целях, так и в военных целях. На ее применение нужно разрешение определённых органов, – говорит президент ОЮЛ "Интернет Ассоциация Казахстана" Шавкат САБИРОВ. – Иначе его ввоз в Казахстане нелегитимен. Нужно смотреть документы, действующие договоры между компанией и сотрудниками. Может, применение такого оборудования там оговорено, в целях защиты служебных интересов, например.

– А можно ли запрограммировать обеспечение таким образом, чтобы иметь доступ не только к корпоративным телефонам?

– Обычно программное обеспечение на серверах устанавливается в помощь службе безопасности компании, и даже в этом случае необходимо разрешение от пользователей к доступу личных устройств, кроме корпоративных.

Это было мнение технического специалиста. Тем временем атырауский адвокат Нурлан ЖОЛБОЛОВ уверен, что никакими договорами вмешательство в тайну личной переписки обосновать нельзя:

– Само возникновение ситуации, когда частная компания собирается следить за своими сотрудниками таким образом, вызывает недоумение. Так как право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений – это конституционная норма. Это права человека и гражданина, защищенные уголовным законом. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом: в рамках специальных оперативно-розыскных мероприятий, санкционированных прокурором или негласных следственных действий, санкционированных судом. На мой взгляд, тут усматривается использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, да ещё и путем незаконного доступа к электронным информационным ресурсам или незаконного перехвата информации, передаваемой по сетям телекоммуникаций. Вполне достойно прокурорского внимания.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

15 ноября 2022, 22:19

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.