Атырау, 22 сентября 09:51
 ясноВ Атырау +25
$ 479.05
€ 534.57
₽ 5.17

Пропагандист Казахстана Иван: «Во всём виноват Димаш!»

8 295 просмотров

Этот русский парень под недоуменные взгляды соотечественников и к восторгу здешних казахов носит чапан в Турции как повседневную одежду. Каждый божий день рассказывает о Казахстане и казахах вот уже 4 года и всерьез подумывает сменить свой красный паспорт на голубой.

– Димаш не только познакомил меня с Казахстаном, он круто изменил мою жизнь, – с ходу говорит хорошо известный в Казахстане блогер Иван Червинский (ютуб-канал «Алга Петербург», 181 тысяча подписчиковЗ. Б.) в ответ на еще не произнесенное мной «Почему Казахстан?!».

– Как я уже сказал, во всем виноват Димаш Кудайберген. Я родился в Ленинграде, рос уже в Санкт-Петербурге, учился, играл в футбол, пытался заниматься бизнесом, но не очень успешно, и на досуге очень любил смотреть тогда видеоролики на ютубе, как какие-то люди, от которых не ожидаешь, что они круто поют, выходят на какой-нибудь конкурс и шокируют судей.

– А вы сами имеете к пению отношение?

– Я окончил музыкальную школу по классу «хоровое пение», но не очень хорошо учился.

– Но можете профессионально оценивать?

– Тоже нет. Я как-то спросил у родителей: я что, хорошо пел в детстве? Они сказали, что меня просто не взяли в обычный класс, а в это время в школе набирали музыкальный. Поэтому они научили меня в такт хлопать в ладоши и издавать какие-то звуки. Так я оказался в музыкальном классе. Так что мое хобби не было связано с моим образованием. Началось все в 2017-м: в одном из роликов я увидел Димаша. Был очень сильно удивлен. Он выступал в Китае на Сингере. После этого я начал следить за его выступлениями. Никогда не думал, что буду вести какие-то передачи. Я тогда занимался бизнесом, ну громко сказано – дело шло с грехом пополам. Мы занимались поставками спортивной экипировки и у нас по выходным собирались тренеры, футболисты. Мы играли в плейстейшн, смотрели какие-то матчи. И начали смотреть и Димаша и болели за него, как за Криштиану Роналду например. Я хотел, чтобы гости нашего магазина тоже узнавали Димаша. Потому что наша российская эстрада, не хочется никого обидеть, но выбор невелик, и никто не может похвастаться такими данными, как у него. И мы спрашивали: как вы думаете, кто круче всех поет? И включали Димаша. И все были сильно удивлены.

«СВОИМ ГОЛОСОМ ОН ТРОГАЕТ ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ»

– Репертуар и манера пения Димаша довольно специфичны и некоторые слушатели их не принимают.

– Да, но то, что его вокальные данные уникальны, никто оспорить не может. Чем больше я его узнавал, тем больше он раскрывался и как человек. Спустя год я продолжал знакомить с ним наших покупателей. Но мне казалось, что мы как-то мало для этого делаем. Спусковым крючком стало выступление Димаша на день полиции в 2018 году в Москве. Он спел, а аудитория вся сидит вот так, – показывает Иван, прижав руки по швам. – Меня этот так задело, что я сказал – я сейчас сделаю ролик. Я их ни разу не делал. Ничего не умел. Даже как загружать на ютуб не знал. Я что-то нажал, как смог, так исполнил. Ролик шуточный получился, загрузил, и он сразу стал набирать миллионы просмотров.

– То есть вы смонтировали ролик с этой толпой напряженных людей, и он стал «вирусным»?

– Я их убрал и поставил туда по контрасту радующихся, плачущих от восторга людей – какими должны быть слушатели у Димаша. Потому что он своим голосом трогает до глубины души людей, у которых эта душа есть. Я хотел, чтобы жители СНГ видели, что есть не только Басков и Киркоров. Потом я сделал второй ролик. Он тоже стал набирать просмотры. Потом третий. Я уже начал учиться, понимать, какие кнопки нажимать.

– Какая аудитория была у видео?

– Интересно, что я целился в СНГ, а попал в Латинскую Америку. С учетом всех каналов, которые я посвятил Димашу и Казахстану – их было 7, где было много документальных фильмов, репортажей, новостей и клипов – ролики с двух первых каналов собрали около полумиллиарда просмотров. Тот самый первый ролик на канале «Спортман» (мы же были спортивный магазин) собрал 80 миллионов просмотров. Всего первые те мои ролики собрали более 350 миллионов.  

Иван Червинский и Александр Карельский

КУЭКА ПОД ДИМАША

– А как вы на Латинскую Америку попали?

– Я не знаю, это Димаш попал. Испаноязычные страны половину составили. Сначала был взрывной рост. Тогда уже появился мой партнер Саша Карельский, который сейчас в затянувшемся творческом отпуске. Нам начали писать из Казахстана, рассказывать, откуда он родом, кто его родители, что есть еще очень много выдающихся выходцев из Казахстана. Так я заметил, что у казахстанцев есть особенность – они очень любят рассказывать про свою землю, историю, традиции, известных людей… Информации от ваших земляков стало поступать так много, что мы открыли канал и стали еще больше рассказывать о Димаше. Нам уже хотелось рассказывать подробнее – почему он вот такой крутой, почему он хороший пример для молодежи. Параллельно с этим мы поняли, что у нас огромная англоязычная аудитория: Латинская Америка, Европа, Америка. Мы обнаружили, что латиноамериканцы очень любят не только Димаша, но и песни на казахском языке. Получали огромный отклик от аудитории. В Чили, например, уже устраивают казахские тои на берегу Тихого океана. На тое у них был дастархан, одна из девушек надела платье в цветах казахстанского флага и танцевала куэку – ритуальный национальный танец, который чилийцы посвящают самым уважаемым для них людям – под песни Димаша.  

В Европе очень хорошо заработал мультикультурный клуб Димаша – в Италии, Германии, Франции. Польские поклонницы открыли радио, посвященное ему. Поэтому мы открыли еще один канал для англоязычной публики, потому что видели большой интерес. Учились на ходу – снимать, писать сценарии к роликам, монтировать… Мы выходили каждый день. Был момент, когда делали до 8 роликов.

– 8 роликов в день? Вы вообще спали?

– Практически нет, – смеется Иван. – Мы проходили такой экспресс-курс. Потому что чувствовали обратную связь. К 2020 году мы работали на 3 каналах: «Спортман», «Эхо Петербурга» и «Эхо Питера» на английском языке. Каждый день без выходных. Это было такое хобби. Вставали пораньше, приходили на работу, старались до начала рабочего дня всё смонтировать.

– Сколько вы в таком темпе работали?

– И сейчас продолжаем.

«У КАЗАХОВ НЕТ НАЗАД – ТОЛЬКО АЛГА»

– Когда вы монетизировали канал?

– Начиналась пандемия, половину соревнований отменили. Нам урезали бюджеты основные заказчики, и соответственно наш итальянский поставщик поднял цены. И мы потеряли нашу спортивную компанию. К тому времени мы насмотрелись в интернете, что, оказывается, можно монетизировать контент, и решили полностью посвятить себя ютубу.

– Сколько подписчиков вы набрали к тому времени, когда пришлось закрыть бизнес?

– На тот момент мы работали так круто, что у нас в день был миллион просмотров – мы уже рассказывали не только о Димаше, но о Казахстане и его людях, о Бибигуль Тулегеновой, Геннадии Головкине... Ни о каких деньгах речи не было. Просто тогда мы даже не знали о такой опции на ютубе. Да мы даже не знали, что нарушаем авторские права – ставили песни Димаша целиком. Использовали чужие кадры. Мы были такие дилетанты! Хотя нас обвиняли, что мы зарабатываем на его имени, что мы богатеем. И вот одновременно с бизнесом мы потеряли два своих основных канала – нашлись доброжелатели, которые воспользовались системой авторского права… Тяжело объяснить, потому что они тоже были поклонниками Димаша и по сути делали то же самое на своем канале, что и мы. У нас остался инстаграм, который мы вели ни шатко ни валко. Там было 5000 подписчиков. Пошли туда, к своим друзьям. И они нас подбадривали – эээ, вы же уже казахи, а у казахов нет назад, у казахов только алга. И мы открыли канал с нуля и назвали «Алга, Петербург!» И решили, что раз так сложилось, значит, мы должны стать профессионалами. На дворе жесткий ковидный кризис, март 2020 года. Но мы строили грандиозные планы, что у нас будет чуть ли не телевидение. На последние деньги купили технику... – Иван берет паузу, потом со вздохом выдает, - до сих пор нет зарплаты у людей, которые нам помогают. На сегодня монетизация составляет около 300 долларов. И она поступает на карточку российского банка, в котором сложности со снятием таких поступлений. До сих пор, как бы мы ни пытались, у нас не получилось сделать так, чтобы канал стал нашим профессиональным доходом.

– Подождите, ваш канал приносит 300 долларов в месяц? А  на инсте вы зарабатываете? (По удивительному совпадению у аккаунта alga.peterburg практически прямо во время нашей беседы появился 100-тысячный подписчик, надеюсь, это олжа. З. Б.)

– Тоже пока нет. Пока это хобби. К нам поступают какие-то предложения о рекламе, но это пока смешные деньги, несопоставимые с расходами. Техника устаревает быстро, ломается, микрофоны, диски…Что-то мы слишком много внимания уделяем в нашей беседе деньгам, люди подумают, что мы жалуемся. Давайте так – предложения в последнее время есть, просто мы не всё будем рекламировать из своих этических соображений.

Иван и его апашки

НОВЫЕ ИМЕНА ДЛЯ ЖЕНЫ И ДЕТЕЙ

– Я была уверена, что вас уже давно взяли в оборот наши предприниматели, что у вас куча совместных проектов с резидентами Казахстана.

– Помните, я вам рассказывал, что я занимался бизнесом? Так вот из меня бизнесмен не очень. Я не знаю, как можно зарабатывать на хобби. Я творческий человек. Мой партнер Миша, кстати, он был владельцем спортивного нашего бизнеса, пытался искать спонсоров, но тоже не получилось. Предложения есть, но пока дальше обсуждений не продвинулись. Большую часть не пропускаем – не подходит под наш контент. Для нас важно не разочаровать наших подписчиков. У нас нет цели любыми путями заработать. Камера сломается – я лучше буду на телефон снимать, чем делать рекламу букмекерских ставок, к примеру. Я думаю, всему свое время, и кто мы такие, чтобы говорить об этом? Мы еще ничего не сделали. Мы только начали. Надо работать.

– Вы же главный пропагандист Казахстана нетитульной нации и без голубого паспорта. Неужели наше министерство культуры и туризма не выходило к вам к вам с идеями и предложениями?

– Есть такие комментаторы, которые постоянно пишут нам: это проплаченный Казахстаном ролик! Но это не так, хотелось бы, конечно, – смеется Иван. – Миша постоянно жалуется, говорит: "Эй, когда ты что-нибудь, кроме «рахмет, балам», принесешь нам?"

– А Миша тоже вот так бескорыстно и беззаветно любит Казахстан?

– Он раньше меня работает с казахами. Он несколько компаний вел, работавших с Казахстаном, тем более последние 5 лет нашей жизни очень плотно связаны с вашей страной. Единственное, что он сейчас в Питере, не может выехать. Мы такие патриоты Казахстана с российским паспортом. Хотя мысли тоже есть, чтобы полноценно стать казахстанцами.

– Смена гражданства – это серьезно. Вас друзья не ревнуют к нашей стране?

– У меня все друзья уже казахи, даже здесь. Казахская диаспора круто здесь работает, с ними дружу, стараюсь посещать все мероприятия. Моя жизнь сейчас уже настолько тесно связана с Казахстаном, что я не вижу своего будущего без этой страны.

– А родственники?

– Не знаю, еще не обсуждал с родителями. Я как-то спросил маму, откуда наши корни. По папиной линии разбросаны от Западной Украины до Польши, мамины – из Ижевска. А ведь это город, который недалеко от Татарстана и Казахстана. Я даже помню, что мой дедушка по маминой линии очень любил всё тюркское. У него был чапан, только не торжественный, а повседневный, и тюбетейка. Я в детстве ее даже носил. Поэтому я не думаю, что мои родители плохо отнесутся к решению стать гражданином другой страны. Недавно жене сказал, что придумал ей и детям казахские имена, – смеется Иван. – Она очень воспитанная, интеллигентная девушка, коренная петербурженка, но восприняла с интересом, долго смеялась. Ее зовут Полина, ее буду звать на казахский лад с ударением на последнем слоге – ПолинА. Сыну 2 года, он, естественно, будет Димаш. Дочке 6 лет, она очень любит боксировать. Поэтому ее в честь Фирузы Шариповой называю.

«ТО, ЧТО БОГ ПОСЫЛАЕТ – ПРИНИМАТЬ»

– Простите за бестактный вопрос, но не могу не спросить – на что вы живете, тем более за границей?

– У нас много друзей в Казахстане, тысячи. Мы созванивались, переписывались. В Турцию меня тоже пригласил друг Нуржан в 21-м году. Буквально на 10 дней. Мы познакомились, он сказал: такое отличное место, такие возможности, перспективы, климат, здоровье, всё здесь правильно – переезжай, перевози семью. И в январе я сюда приехал. Закончил курсы турецкого языка. Помогаю ему, делаю ролики для еще одной компании. Кроме того, некоторые люди в Казахстане иногда помогают – могут купить мне билет на концерт, оплатить перелет.

– Хватает?

– Ну, на самое необходимое как-то набирается. Я очень удачно снял здесь квартиру в хорошем районе за очень низкую по нынешним меркам цену. Самое сложное было перевезти семью. Только сейчас появилась такая возможность – жена и двое детей приехали буквально недавно. Почти год я жил один. Так что всё хорошо у нас теперь. Сейчас какой у нас план? Продолжать работать. То, что бог посылает – принимать. Основная цель, конечно, казахский выучить, но так как я сейчас нахожусь в Турции – учу турецкий. Потом это поможет мне с казахским. (Иван довольно бегло общается с турками, я видела. – З. Б.)

– Вы встречались с Димашем?

– Первая встреча состоялась в 2019 году в Минске. Он спел одну песню, «Олимпика». Мы тогда только начали вести канал. И как-то так повезло, что я выхожу со стадиона, стою, смотрю карту, чтобы дойти до отеля. Слышу какой-то знакомый голос, поворачиваюсь – стоит Димаш, и никого нет, кроме его команды. Я аж дар речи потерял. Догоняю, о чем-то говорил ему, но даже не помню, о чем – ну потому что Димаш же! Потом еще дважды виделся с ним.

– Вы до сих пор испытываете такой трепет перед ним?

– Конечно, это же Димаш! Можно сказать, что всему, что я сейчас умею, я научился благодаря ему. Потому что ну вот надо нам выйти в прямой эфир, я не знаю – как. Но надо выйти и всё, я делаю. Я поклонник Димаша, я беру с него пример, он для меня не просто артист, он как человек для меня особенно ценен. Он один из тех немногих артистов, который понимает свою ответственность перед зрителями. Но сейчас он большая звезда, и каждое его действие или слово мгновенно разносится в медиа. Поэтому он продолжает оставаться номером один для наших выпусков, но наш контент тоже изменился. Какая теперь миссия у нашего канала? Мы хотим, чтобы о Казахстане узнавало больше людей. Хочется, чтобы в Америке знали так же, как в Латинской Америке. Что песни на казахском языке очень красивые, что каждое слово может обозначать целое предложение. Например, айналайын – я порхаю вокруг тебя. Что есть феноменальные личности, есть гениальные спортсмены, артисты и так далее.

«ОБОЖАЮ КАЗАХСКУЮ КУХНЮ»

– В Казахстан приезжали?

– Да, первый раз были три дня, на концерт приезжали, конечно, Димаша, но ничего по сути не успели посмотреть – спали по несколько часов, делали ролики, эфиры. Просто первое прикосновение было: поели бешбармак, попробовали кумыс и сходили в гости к пожарным Астаны. Они подарили мне мой первый чапан, я здесь в нем хожу. Потом в 21-м году мы познакомились на «Новой волне» с нашим алтын ага Сабыржаном Сериковичем. Он пригласил нас в Алматы. Мы говорим: на когда обратный билет бронировать? Он говорит – пока не берите. Мы уехали только через два месяца.

– Вас встретили со всем казахским гостеприимством?

– О да, мы попробовали всю казахскую кухню. Я набрал тогда, кажется, килограмм десять.

– Ну какая у нас кулинария: мясо и тесто.

– Но в разных вариациях! И потом – куырдак и сырне это разные вещи?

– О, вижу вы хорошо прокачаны в нашей кухне! Бешбармак умеете готовить, казы едите?

– Умею. Казы обожаю. Я знаю, что казахи, когда путешествуют, могут взять с собой целый чемодан мяса. Привозят друзья сюда, угощают. Вообще в Турции нет ощущения, что я за границей – как будто я в Казахстане. Только по шубату и кумысу скучаю иногда.

– А голову баранью ели?

– Нет еще. Если угостят – конечно, попробую.

– Каждое утро вы публикуете новости о Казахстане. Какими ресурсами пользуетесь?

– У нас с самого начала есть несколько подписчиков, кстати, в Алматы я с ними встретился. Это уважаемые люди, апашки, которые присылали и присылают нам новости каждый день, и с каждым днем их становится всё больше. То есть с утра мне необходимо около полутора часов, чтобы разобрать все сообщения. С появлением инстаграма их стало еще больше.

– Вы не дали вчера новость о нашем боксере, который впал в кому после поединка.

– Это ужасный случай, я слежу за ним, но я не даю негативных новостей, мне кажется и без нас достаточно ресурсов, которые это делают. Мы стремимся хоть немного сохранить баланс позитива. Новостей, которые портят настроение, очень много сейчас.

- Вы были в Астане и Алматы. Есть планы посмотреть другие города?

– Есть мечта. Планы пока не могу построить – не все от меня зависит. Хочется побывать в Таразе. Потому что там одна из лучших школ бокса. Я с недавних пор увлекся им, слежу за казахстанскими боксерами. Еще хочу в Аксу в Павлодаре – оттуда Иманбек, в Атырау – там есть древний город времён Золотой орды, я знаю.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото из архива Ивана Червинского

11 ноября 2022, 11:51

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.