На недавних общественных слушаниях в Атырау по повышению тарифа на вывоз мусора возникла жаркая дискуссия, и вроде бы второстепенный коммунальный вопрос (суммы там небольшие) вызвал много мнений и осуждений. Подробности – в материале «АЖ».
По словам заместителя руководителя городского отдела ЖКХ Эдуарда ОСПАНОВА, тариф на вывоз мусора в Атырау – в среднем 206 тенге на человека – значительно ниже, чем во многих других областях. Например, в Алматы это 553 тенге, в Уральске – 496, в Семипалатинске – 470. Но есть и регионы, где эта цифра ниже: в Таразе – 35, в Кокшетау – 151, Шымкенте – 171, в Актобе – 180.
Э. Оспанов считает целесообразным повышение тарифа на вывоз мусора, ссылаясь на то, что в период с 2012 по 2018 годы он не повышался. Его предложение – поднять цифру до 594 тенге. Из них на "Спецавтобазу" приходится 395 тенге, а остальное - на новый мусоросортировочный завод.
– Какое отношение имеет новый мусороперерабатывающий завод к тарифу, и почему при его строительстве у населения не спрашивали? Наверное, у всех есть такой вопрос. Строительство комплекса включено в дорожную карту 2021-2025 годов и экологическую дорожную карту, – говорит Оспанов. – Завод построен на личные средства местного мецената Махмуда Мералиева. После ввода в эксплуатацию будет собственный тариф. В связи с внесенными изменениями в Экологический кодекс теперь мусор нельзя закапывать.
Кстати, ежегодно для поддержания чистоты города выделяются большие бюджетные средства. Почему бы не использовать их для поддержания тарифа? Отвечая на этот вопрос, Оспанов отметил, что выделенные средства на уборку не имеют отношения к тарифу, а деньги будут потрачены на другие цели. Даже канал Мостовой чистят за эти деньги...
Депутат городского маслихата Гульзейнеп ДЮСУПОВА рассказала, что в 2020 году не допускали завышения цен на тарифы до 500 тенге.
– Почему ТОО «Спецавтобаза» не сокращает расходы, не проводит оптимизацию и не оставляет прежними цены на тарифы? – спросила президент ОО "Защита прав потребителей и развитие конкуренции" Балжан ДОСМУХАМБЕТОВА.
– Мы действуем по новым технологиям и в режиме онлайн наблюдаем за тем, как работают наши сотрудники. Установили новые мусорные баки. Теперь акимат скоро установит еще сто мусорных урн. В Таразе тариф дешевый, поэтому город весь в мусоре, – ответил директор ТОО «Спецавтобаза» Алмас ИЗТЛЕУОВ.
СВАЛКА РАЗМЕРОМ С ПЯТИЭТАЖКУ
Экоактивист Арман ХАЙРУЛЛИН заявил, что поддерживает повышение тарифа:
– Мусорный полигон уже как пятиэтажный дом. Появляются различные заболевания, даже сибирская язва. Даже пять минут постоять на полигоне сложно. Можно заметить много медицинских отходов. Если заболеем, то отдадим не 400 тенге, а 40 тысяч. Мы будем в ответе за детей, если они заболеют. Экология недешевое удовольствие, поэтому без лишних разговоров тариф нужно поднять, иначе будет деградация.
Аксакал пригородного села Куншыгар КОПБЕРГЕН высказал свое мнение, что если из одного дома можно вынести один пакет мусора, то из другого – восемь, поэтому новая цена будет бить по карману людей. Он даже привел пример, рассказав о ситуации соседа, у которого проживают четверо взрослых и восемь детей. Конечно, новый тариф бьет по карманам простых жителей.
Руководитель горсобеса Нурлы ХАБИЕВА сказала, что малообеспеченным семьям будет оказана помощь в оплате коммунальных услуг. Нужно только приходить и ежемесячно сдавать квитанцию.
Еще один активист, Нурлан ЖУНАСОВ, сказал, что он работает на мусорном полигоне, и если Тенгизшевройл и NCOC будут платить какой-то процент от мусорного тарифа, то его можно оставить прежним. А активистка Лунара МАКСУТОВА заявила, что крупные нефтяные компании «травят население», поэтому проблемы с мусором должны решаться с их участием.
Наш коллега, член областного Общественного совета Виктор СУТЯГИН высказал свое интересное мнение:
– Изначально мусороперерабатывающий завод строили в порядке благотворительности, в подарок. А теперь просят деньги! Почему мы всем миром должны собирать деньги на этот завод? Выделили средства на строительство, теперь просят их обратно?
«РЕБЯТА, ПОЙМИТЕ, ВСЁ ПОДОРОЖАЛО!»
Алмас Изтлеуов попытался объяснить, почему повышение тарифа неизбежно. По его словам, расходы увеличились, работникам надо повысить зарплату, всё подорожало. Балжан Досмухамбетова попросила у него «долговую динамику».
– На выручку мы купили мусоровозы. После того как началась война между РФ и Украиной, "Сбербанк" и "Альфабанк" отказались от кредитования. И поэтому мы купили технику не за 34 миллиона тенге, а за 46, – говорит Изтлеуов. Б. Досмухамбетова попросила пересмотреть инфляцию, на которую тот ссылается:
– Вы не должны полагаться на инфляцию Нацбанка. У них другие, а у вас другой. Там не 16-17 процентов! Жители не будут платить. Надо провести расследование и работать по закону. Нам нужна обоснованная цена! Вы получаете деньги от государства?
– Нет, не получаем! Мы частная компания.
– А кто тогда ставил мусорные баки? Где субсидия? – зашумели все в зале.
– Общий долг жителей вашему учреждению на сегодня составляет 50 миллионов тенге. Если повысят тариф, то долг тоже будет расти, и если люди не сумеют заплатить за него, то они будут «в косяке»? Завод забирает, перерабатывает и продает мусор. Зачем простому народу платить за него? Вы говорите про Уральск и Семей, но поднять тариф сразу в три раза будет сложно, – сказал член областного Общественного совета Даурен СЕЙТКАЛИЕВ.
– Я тоже об этом переживаю. Но и вы поймите: если мы не поднимем тариф, то потеряем нашу технику, да и работников, – был ему ответ.
«ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, ТАМ БУДЕТ СЕДЬМОЙ ЭТАЖ»
Член областного Общественного совета Ерлан КУМИСКАЛИЕВ поинтересовался, почему объем мусорного полигона продолжает расти:
– Судя по вашим докладам, вы много чего делаете. Но почему объем мусора до сих пор растет? Мусор размером с пятиэтажный дом, а скоро вырастет до семи. Работа не идет? Какие у вас проблемы?
– Особых проблем нет, – ответил Изтлеуов.
Директор строящегося мусоросортировочного завода Азильхан БАЙБАТЫРОВ стал защищать проект:
– Завод может перерабатывать до 150 тысяч тонн мусора в год. Может трудоустроить 90 человек, средняя заработная плата составит 300 тысяч тенге.
– Кто выделил деньги заводу? Как вы получили землю? – спросила Балжан Досмухамбетова
– 3 млрд тенге – неполная сумма. Половину дали инвесторы, половину – банк. Завод сейчас готов на 95 процентов. Испанские специалисты доделывают последние работы.
– Если это подарок мецената, то почему жители платят деньги заводу и банку? Как же так? – спросила Б. Досмухамбетова.
– Мы купили землю за свои деньги. Провели инфраструктуру тоже за свои деньги. Потребители всегда платят деньги. Потому что они работают с высоким тарифом.
– Покажите свои инвестиционные проекты. Вы бесплатно работаете? Бесплатный сыр только в мышеловке. Вы провели общественные слушания по заводу?
– Нет, планируем на 12 октября.
Арман Хайруллин вмешался в разговор и обрушился на «критиканов»:
– Вы как будто разговариваете с уголовником! За тридцать лет никто не пришёл заниматься мусором, и вот когда пришёл, вы ставите тормоз! Как это понять? Нужно поднимать тариф! И где вы были, когда строили флагшток за четыре миллиарда тенге?!!
В конце встречи Азильхан Байбатыров обещал, что в течение 10 дней представит материалы по инвестиционному проекту, по затратам, доходам завода.
Фархат АБИЛОВ
Фото автора