Атырау, 25 апреля 09:35
 ясноВ Атырау +26
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

«Никто не хочет учиться на грант в “провинции”, все хотят в Астану или Алматы»

13 098 просмотров

В этом году государство впервые выделило 4 тысячи целевых грантов для выпускников Атырауской области. И было очень обидно узнать, что наши выпускники освоили менее 20% от них. Свое видение этой проблемы озвучили представители областного управления образования и рекрутингового агентства.

По словам заместителя руководителя управления образования Айнагуль ДЮСЕКЕНОВОЙ, из 5999 выпускников текущего года 4 тысячи подали заявление на ЕНТ, которое дает право участвовать в конкурсе на получение образовательных грантов – как  государственных, так и целевых из бюджета местных исполнительных органов. Как известно, в последние годы выпускники имеют возможность сдавать ЕНТ несколько раз в год, но лишь то тестирование, которое проводиться в мае-июне, дает право на участие в конкурсе на получение образовательных грантов.

– В январе в послании президента РК к народу была озвучена информация о выделении «Целевых образовательных грантов для обучения в ведущих вузах молодёжи из густонаселённых и западных регионов». Абитуриентам из Атырауской и Мангистауской областей выделили 10 тысяч целевых грантов, из них 4030 пришлись на абитуриентов из нашего региона. 3200 грантов предназначались для технических специальностей – для тех выпускников, которые выбирают в качестве профилирующих предметов физику и математику. И 830 – на педагогические специальности. С начала года мы проводили информационно-разъяснительную работу, давали интервью, проводили брифинги, чтобы оповестить всех абитуриентов об имеющихся возможностях,– говорит Айнагуль Дюсекенова.

ВСЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ В АСТАНЕ ИЛИ АЛМАТЫ

Данные 4030 грантов были выделены для поступления в 50 специальных университетов в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях, Алматы и Нур-Султане (ныне уже опять Астане). В Атырау приезжали представители данных вузов, рассказывали о преимуществах программы – общежитие, питание и т. д. Выпускники, подавая заявление на получение грантов, имеют возможность указать 4 разные специальности в рамках профилирующих предметов и 4 вуза. В этом же заявлении они должны указать, на какой грант претендуют – государственный или целевой. И 213 выпускников нынешнего года выбрали именно целевые гранты. А оставшиеся из 755 обладателей целевого гранта – выпускники  колледжей или прошлых лет. 1419 выпускников нынешнего года стали обладателями государственных грантов, плюс 192 человека получили гранты акима области. Итого 1824 выпускника Атырауской области получили образовательные гранты. Для сравнения – в прошлом году наши абитуриенты получили 1173 гранта. Согласно проведенному областным управлением образования анализу, из 4 тысяч подавших заявления выпускников 30% выбрали медицинские специальности. Но целевые гранты на медицинские специальности не выдавались.

По информации областного управления образования, почти все выпускники, набравшие пороговые баллы, получили различные виды грантов. Те, кто не хотел в вузы, пошли в колледжи – таких выпускников у нас около тысячи. Многие выпускники выбрали Атырауский высший медицинский колледж, часть – гуманитарный колледж им. Катиры Дутбаевой и т. д. Им для поступления в колледж проходить ЕНТ необязательно, зачисление проводится по итогам среднего балла аттестата и собеседования. 500 выпускников областных школ, считающихся сильными учебными заведениями, выбирали самые лучшие вузы страны – КБТУ, Назарбаев университет, университет им. Сулеймана Демиреля; часть из них – порядка 100 человек – поступила в заграничные вузы.

– Почему все же столько целевых грантов осталось неосвоенными?

– Потому что никто из выпускников не захотел ехать в Костанай и Павлодар, хотя в основном целевые гранты выделялись в те вузы, – отвечает А. Дюсекенова. – Принудительно отправлять их никто не имеет права. Никакими обязательствами по отработке получатели целевых грантов не связаны. Но все стремятся в Алматы и столицу. Количество государственных грантов в этом году тоже было очень большим – 56 тысяч. Когда мы проводим разъяснительную работу, то замечаем, что зачастую вузы и города для детей выбирают родители. Возможно, на их выбор оказывают влияние дальние расстояния или менталитет. Те, кто набрал пороговый балл, имел возможность поступить на образовательный грант в любой регион. Но в вузах Алматы и столицы конкурс был жестче, проходной балл на грант – выше. Возможно, это является одной из причин неосвоения целевых грантов. Выпускники следующего года, надеюсь, не упустят такую возможность.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕРТИФИКАТ ИЛИ ДИПЛОМ

По словам директора ТОО FSSA Ермека ЕРЕУЛИЕВА, на казахстанском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны очень много вакансий, которые не заполняются местными специалистами по той причине, что нет достаточного количества соответствующих выставленным требованиям. В итоге приходится приглашать специалистов из-за рубежа. С другой стороны, очень много соискателей, которые ищут работу и не могут ее найти. Между вакансиями и соискателями огромное пространство, которое невозможно заполнить. Казахстанские соискатели не дотягивают до выставленных требований по опыту, по подтверждающим квалификацию документам и т. д.

– В процессе подготовки профессиональных кадров должна быть тесная взаимосвязь между государством и бизнесом, работодателем, рынком труда. Мы смогли это реализовать в своем тандеме «рекрутинг и тренинг». Рекрутеры собирают информацию – кто нужен работодателям в данный момент и какие требования предъявляются к специалистам. Эта информация в режиме реального времени передается тренинг-команде и рассматривается соответствующая международная программа. По своему опыту могу сказать – клиенты запрашивают наличие диплома гораздо реже, чем наличие у кандидата международного сертификата, подтверждающего его квалификацию. То есть нужны не наши «корочки», а международные сертификаты. Во многом потребности рынка зависят от региона, в Атырауской области востребованы специалисты нефтегазовой индустрии. И если работодатели запрашивают специалистов на обслуживание скважин, то чаще – с международным сертификатом IWCF, – говорит Е. Ереулиев.

К примеру, во время предыдущего капремонта в 2018-2019 годах потребность в представителях такой профессии, как специалист болтовых соединений, не смогли полностью закрыть местными кадрами, и пришлось приглашать из-за рубежа. Работодателям это тоже было невыгодно: лишние расходы и время на перелеты, получение разрешения, госпошлина. Приглашать на работу специалиста без подтверждения его квалификации международным сертификатом – большой риск, наши «корочки» о соответствии определенному разряду себя полностью дискредитировали. И вот почему: к примеру, на этапе строительства Амурского ГПЗ предприятие набрало несколько сотен сварщиков со всего Казахстана. У всех были «корочки» 5-6 разряда. Работодатель приобрел им всем билеты на Амур и спецрейсом отправил в Россию. И вот уже при тестировании на проекте большинство сварщиков не смогли подтвердить свое мастерство, чьи-то знания «тянули» максимум на 4-й разряд, другие и вовсе годились только в разнорабочие.

– Принимать сотрудников без подтверждения квалификации предприятия просто не рискуют. Если сотрудник неправильно закрепит болты, то возможны огромные потери – человеческие жертвы и финансовые. После того как мы инициировали проведение тренингов для специалистов болтовых соединений и получили международную аккредитацию ECITB, нам удалось подготовить своих специалистов. И в этом году, спустя 3-4 года тренингов, мы обучили и сертифицировали уже более 1000 казахстанцев по дисциплине специалист болтовых соединений. На капремонты 2022 года нам удалось на 100% заменить иностранных сотрудников на казахстанских, – рассказывает Ермек Ереулиев.

По его мнению, большие перспективы в плане подготовки востребованных кадров есть у профессионально-технических колледжей. У них больше возможностей организовывать краткосрочные курсы, оперативно реагируя на требования рынка. Но при этом нужны аккредитованные организации, которые будут подтверждать квалификацию выпускников колледжей. Такова мировая практика – учебные заведения готовят кадры, независимые аккредитованные органы подтверждают квалификацию.

НУЖНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НЕ НА ТРЕНДЫ, А НА СПРОС

Кроме того, по его мнению, нужна привязка обучения не только к специальностям, но и к программе. Обучать нынешнее поколение студентов по неактуальным уже программам и на старом оборудовании – это путь в никуда, тупик. В этом плане хорошо работает АУНиГ – многие компании сотрудничают с этим вузом, проводят гостевые лекции, приглашают к себе, передают оборудование. У высшего образования свои плюсы – это фундаментальное образование, на базе которого можно осваивать новые знания. Но есть и свои минусы – вузам может не хватать гибкости, умения быстро перестроить свою программу, приспосабливаясь к изменениям рынка труда, а затем согласовать и утвердить ее в министерстве образования. Пока вузы подготовят новую программу, перепрофилируют преподавателей и утвердят ее, оказывается, что эти профессии были нужны работодателям вчера. 

– Образование, как и другие сферы, подвержено влиянию трендов. Какое-то время молодежь массово подавала документы на юридические и финансовые специальности, в другое время в моду вошла госслужба, таможня, акиматы. Сейчас идет новое увлечение – робототехника, инстаграм, СММ. Но нужно понимать, что на одного специалиста по той же робототехнике приходится условно 10 специалистов болтовых соединений. Кому-то надо крутить болты,– говорит Ермек Ереулиев.

Далее он доходчиво объяснил разницу наличия востребованной рабочей профессии и диплома об экономическом образовании.

– Начинающий бухгалтер может получать в районе 100-150 тысяч, в то время как начинающий сварщик может зарабатывать 200-300 тысяч. Бухгалтер будет работать несколько лет ради повышения зарплаты до 200-300 тысяч тенге, сварщик, за год набравшись опыта, может получать уже 500-600 тысяч. Сварщики на меди, алюминии, никеле получают еще больше – 1,5-2 млн тенге. То есть государству желательно соблюдать этот баланс и направлять гранты именно на те дисциплины, которые востребованы в регионах, это сможет повысить эффективность вложения средств в образование. Также государству необходимо планировать подготовку кадров, учитывая, сколько специалистов определенного профиля понадобится тому или иному предприятию. Увязывать бизнес с учебными заведениями нужно обязательно, – уверен Е. Ереулиев.

Если говорить об Атырауском регионе, то локомотивами спроса сейчас являются новые крупные нефтехимические проекты. Специалистов данного профиля у нас не хватает, о чем неоднократно заявляли сами предприятия, им приходится отправлять своих работников на обучение в Россию или приглашать сотрудников из других стран. То есть, вместо того, чтобы заранее, еще на этапе строительства данных производств, готовиться к возрастающему спросу, мы «догоняем» рынок труда. В других регионах перспективными направлениями являются «зеленая экономика», IT, КИП.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

27 сентября 2022, 08:51

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz