Атырау, 21 сентября 17:38
 ясноВ Атырау +12
$ 479.05
€ 534.57
₽ 5.17

Ностальжи атырауского гребца 90-х

Фото
8 825 просмотров
Фотография новых лодок


Друзья, сегодня хотел бы поделиться воспоминаниями из своего детства – они в первую очередь связаны с самым сильным увлечением моей жизни, а именно занятием греблей на байдарках и каноэ. Сопровождаю всё это серией фотографий, часть которых я позаимствовал со странички небезызвестного в нашем городе спортсмена Евгения Михайловича Ухова.

…Это был 93-й год, лето, июнь. Первый месяц каникул. Тот месяц, когда течение Урала ещё настолько сильное, что проплывающие бревна кажутся лодками, идущими на крейсерском ходу. А сама река была полной воды. Когда говорю «полной воды» – имею в виду, что пирс в районе улицы Тельмана был покрыт водой, и даже часть ступенек, ведущих к нему с берега.


В один из таких июньских солнечных дней я десятилетним пацаном направился на "ту сторону". "Та сторона" – понятие в нашем дворе, означающее перейти реку из «Азии в Европу». Жили мы тогда на улице Ленина (ныне Азаттық), дом 75. Сегодня трудно представить, чтобы десятилетний мальчуган уходит так далеко один без присмотра старших. Цель моего похода была дойти до гребной базы, где в одном месте находилось несколько эллингов. Все они были разными как по внешнему виду, так и по наполнению. Один полукруглый, выполненный из оцинкованных листов, внутри полностью до самого верха заполненный стеллажами. На стеллажах – лодки, кажется, всех времен и народов, начиная с первых байдарок и каноэ, поступивших в область. Чтобы достать расположенные на самом верху, надо было обладать навыками скалолаза. Второй эллинг – кирпичный, прямоугольный с двумя воротами, выкрашенными голубой краской. Левая часть эллинга была поделена на две части, одна из которых отводилась для лодок, вторая была спортзалом с небольшим набором тренажёров и раздевалкой. А правая часть эллинга почему-то пустовала. Впоследствии она тоже была оккупирована спортсменами.

И третий – он расположился в севшем на мель плавзаводе рыбной продукции, внутренности которого были похожи на помещение из какого-нибудь боевика с заброшенными катакомбами. Даже просто перемещаться по нему была та еще задача, а выносить и заносить лодки – целая процедура, требующая особых навыков.


Не знаю почему, но гребля меня каким-то образом всегда манила, сейчас даже трудно вспомнить, почему. Кстати, в этом же году, только в период с января по март, мы с одноклассниками занимались плаванием в тогда ещё Доме пионеров, (сегодня это Малая академия искусств). Может быть, умение плавать окончательно подтолкнуло меня к решению заняться этим видом спорта: умение плавать было обязательным условием для записи в секцию.


ТЕСТ ЗАКАБЛУЧНОГО

Олег Анатольевич Закаблучный

Из всех эллингов я почему-то выбрал прямоугольный, кирпичный с голубыми воротами. То ли он единственный был открытым в тот момент, то ли атмосфера вокруг него была особенной, но я зашёл в него и оторопел от происходящего внутри. Детей в нем было немного, вероятнее всего, все были на берегу либо на воде. Эллинг тот был под руководством Олега Анатольевича Закаблучного. Когда я подошел к нему, внутри эллинга стоял страшный ор. Те немногие дети, находившиеся в нем в тот момент, попадали под пулемёт строгого крика Олега Анатольевича. Из этого крика можно было разобрать обрывками то, какие дети ленивые и ни к чему не приспособленные. Сегодня за такие крики на детей можно было и адмдело схлопотать, а тогда это была норма и, как мне кажется, весьма даже действенная мера воспитания.

– Можно записаться? – робко спросил я. 

– Нет мест, всё занято, лодок нет, – отрезал ОА. И после секундной паузы:

– Плавать умеешь? 

– Да, – с уверенностью ответил я. Зимние походы в бассейн были как нельзя впрок. 

– Иди подожди на берегу, проверим, как ты умеешь плавать, – проговорил он, даже не смотря в мою сторону. 

Ильфат Гатиатуллин на фоне той самой "Баржи"


Было понятно, что число желающих покататься на байдарках летом вырастало в разы, и для него я был очередной такой желающий. Радостный я побежал на берег ждать экзамена на проверку умения плавать. В те годы, как я писал выше, Урал разливался сильно. Если кто помнит старую набережную со стороны городского акимата, берег реки состоял из двух частей, то есть сама набережная, после неё полоса разлившейся воды, а после – следующая часть берега. Бетонная набережная обрывалась как раз в районе гребной базы. Дальше начинался вал, который шёл мимо стадиона пединститута «Буревестник», вплоть до резиденции областного акима. А сразу после бетонной набережной на берегу находился тот самый севший на мель плавзавод, среди гребцов просто "Баржа". И между "Баржей" и тем валом набиралось столько воды, что это место превращалось в настоящий затон. Там обучались азам гребли новички, но об этом позже. 


Так вот, в этом затоне и должен был пройти экзамен. Но только по прошествии некоторого времени мне стало понятным, что самая главная часть экзамена состояла не в демонстрации умения плавать. Ждать Олега Анатольевича мне пришлось не пять, не десять минут и даже не час. Уже закончилась тренировка, а он так и не подошёл. Лишь после обеда, когда я второй раз пришёл на базу, обратился к нему ещё раз, мы пошли смотреть, как на самом деле я умею плавать. Всё заключалось в том, чтобы проверить на прочность моё желание заниматься греблей. Проверку я прошёл, и после этого по сегодняшний день с греблей на одной волне, или волна была во всех нас. Кто занимался ею серьёзно, тот знает.

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ТЁПЛОМУ КАНАЛУ 

Дело в том, что такие виды спорта, как гребля на байдарках и каноэ, занятия плаванием, или лыжные виды спорта, стоят особняком. Есть в них что-то особенное, элитное, если хотите. Но «элитность» эта проявляется не в возможностях спортсмена, а через  особенности самого вида спорта. Во-первых, для занятия такими видами спорта нужны определённые условия: окружающая среда (погодные условия, снег, бассейн, водоем). Нужны лодки, весла, соответствующая экипировка. Не в обиду будь сказано другим видам спорта, тут просто спортзалом с шортами и кедами не обойтись. Ну а, во-вторых, друзья, попробуйте атырауской зимой при 17 градусах мороза и промозглом ветре, выйдя из дома в 7.30 утра в кромешную тьму, пешком дойти до Тёплого канала. Эта дорога пролегала от района Восток, надо было выйти на железнодорожный переезд через многочисленные гаражи. 


Затем путь продолжался вдоль домов Химпоселка. Мимо СМЭУ ГАИ, мимо первой частной мебельной фабрики в г. Атырау "АИНА". Кто жил в Атырау в то время, поймут, что это за район и каким "освещенным" и "безопасным" он был в те времена... Дойдя до ТЭЦ, после КПП, нужно было пройти ещё метров 300 по территории самой ТЭЦ до гаража гребцов. Открыть его, переодеться, взять лодку, в резиновых калошах выйти на Тёплый канал, пройти по берегу метров 200 по грязи (потому что испарения канала не дают земле замёрзнуть, но делают из неё грязную массу). Спуститься до самого канала, пройти по нему как минимум 10 км. После тренировки пройти в обратной последовательности, ну а после пойти в школу.


Ах да, забыл сказать... лодки. Ведь тоже нужно каким-то образом поздней осенью после закрытия сезона донести их до этого гаража... Поэтому, как правило, у многих ребят занятия греблей заканчивались в лучшем случае уже к концу августа и больше не продолжались никогда. А если продолжались в следующем сезоне, то ни о каких серьёзных результатах говорить не приходилось. В этом и особенность гребли, от этого её притяжение. Пройдя эти трудности, закаляешься не только физически, но и морально. Во многом, безусловно, в этом заслуга тренеров Олега Анатольевича Закаблучного, Флоры Хабибовны Моруновой, Владимира Яковлевича Гануса, Максима Исмагуловича Бузбанова, Евгения Михайловича Ухова и других, которые верили в каждого из нас, делали всё возможное, чтобы мы могли заниматься, ездить на соревнования.


ОТБЛЕСК СЛАВЫ БЫЛЫХ ЛЕТ

Сегодня у атырауской гребли есть все шансы показывать высокие результаты, как это было в далёкие советские и постсоветские времена. Ведь наша область в этом плане была известна не только в Казахстане. А началось всё в далёком 1954 году, когда выпускник Днепропетровского физкультурного института Владимир Светочев приехал в Гурьев и привлек к занятиям греблей молодежь. За два года он подготовил команду, которая впоследствии выступила на летней Спартакиаде народов СССР 1956 года. Скольких известных гребцов вышло из нашего края: участники Олимпийских Игр в Атланте Андрей Сафарян, Ильфат Гатиатуллин, Сергей Сергеев, неоднократный чемпион Азии Николай Богачкин… И пусть гребля не так глубоко распространена и проникнута в нашем регионе, как, например, бокс, таеквондо или борьба, она до сих пор остаётся визитной карточкой нашего города. Ей бы только побольше внимания и поддержки. …Поверьте, на свете есть немного вещей, которые могут сравниться с тем чувством, когда в 6 утра ты берёшь лодку, садишься в неё, идёшь по воде, разрезая её острым носом лодки. А лодки сегодня не чета тем, на которых ходили мы: теперь они стройные, жёсткие, словно лезвие ножа. Сегодня начинающему гребцу сложно было бы понять, что такое найти среди кучи старых лодок более-менее сносную, довести её до ума. Получить весло, сделать его рабочим и после грести, грести и грести. Но лучше пусть так и будет, чтобы сегодняшний юный гребец направлял всю свою энергию непосредственно на спорт, не тратя её на ненужные заботы. Хотя кто знает?..


Собственно, именно эта разница времен и возможностей и подтолкнула меня обратиться к незабываемому прошлому.

Андрей Колесник, житель Атырау

13 сентября 2022, 14:30

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.