Нет такого понятия «рабочее давление». Есть нормальное давление. Выше 140/90 –уже опасно для жизни. И ещё. Оказывается, атырауские гипертоники могут научиться контролировать своё давление и получить за это тонометр в подарок. Об этих и других вещах мы узнали в минувшую пятницу, 20 января, на отчётном собрании по социальному инвестированию в ТШО.
Куда уходит миллион?
Программа социального инвестирования ТШО, цели которой вполне благие: повысить гражданское самосознание общества, улучшить качество услуг здравоохранения и образования, – вызывает немало споров среди большинства местных НПО. Парадокс заключается в том, что социальные проекты, на которые Тенгизшевройл ежегодно выделяет около миллиона долларов, не согласовываются с самой общественностью. Проекты отбирает специально созданный при ТШО Инвестиционный совет, в который входят представители различных отделов иностранной компании. Собственно, этот Совет занимается распределением грантов для некоммерческих организаций.
– А кто платит, тот и заказывает музыку, – говорит известный в области представитель экологического НПО, который не захотел представиться, дабы не обидеть коллег, выигравших гранты. – Для меня непонятна схема распределения средств. ТШО выделяет миллион долларов, эту сумму компания полностью перечисляет в ФЕЦА (фонд «Евразия-Центральная Азия»). Это американско-казахстанское НПО – своего рода «субподрядчик» данного проекта. Получается, деньги уходят в Америку, и уже оттуда нам выделяют крохи – порядка 25-30 тысяч долларов на пять-шесть проектов. А куда девается основная доля?
К слову, миллион долларов – цифра примерная. Точную сумму генеральный менеджер по связям с правительством и общественностью ТШО Рзабек АРТЫГАЛИЕВ назвать не смог, объяснив, что идут подсчёты. А информация о том, во сколько обходится каждый отдельный проект, – закрытая.
– Согласно договору с ТШО, сведения о бюджете проекта являются конфиденциальными, – говорит Бекет КАРАШИН, директор Фонда им. Зейноллы Кабдолова, который второй год ведет проект «Мен ќазаќша білемін!» («Я знаю казахский!»), рассчитанный на представителей некоренной национальности. – Поэтому, если я отвечу на ваш вопрос, это будет нарушением условий договора. Хотя как общественник считаю, что в подобных проектах всё должно быть прозрачно.
Поединок с «молчаливой убийцей»
В прошлом году в рамках социальной инвестиционной программы действовали шесть проектов. О достижениях некоторых из них, например «Путь к успеху: повышение потенциала социальноуязвимых подростков» Улугбека ТНАЛИЕВА и «Я знаю казахский!» Бекета Карашина, мы уже писали. С другой стороны, как определить результативность таких проектов, как «Гражданское участие в социальном развитии», «Поколение века информационных технологий», «Развитие женщин путём создания декоративно-прикладных мастерских и образовательных тренингов»?
На мой взгляд, реальный интерес вызывает проект по снижению заболеваемости артериальной гипертонией в Атырауской области, координатором которого является директор павлодарского филиала Ассоциации семейных врачей Казахстана Людмила АСТАШКИНА.
– Выясняется, что вы работали в Атырауской области целый год. Почему же мы о вас ничего не слышали?
– Наверное, это наше упущение, что мы не наладили связь со СМИ. У нас есть возможность наверстать его, поскольку наш проект продлили ещё на год.
– Почему именно гипертония? И какова её привязка к экологическим проблемам области?
– Никакой экологической привязки нет. Дело в том, что растёт смертность среди больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это мировая проблема. По статистике, после 50 лет 60% людей имеют высокое давление. Я училась в Америке и знаю, что там такая же ситуация. Самые страшные осложнения гипертонии – инсульт и инфаркт. Поэтому, если человек научится контролировать своё давление, меньше будет тяжелых последствий, снизится смертность.
– В чём заключалась ваша работа по снижению артериальной гипертонии в области?
– Благодаря этому проекту 44 врача городских поликлиник и станций скорой помощи прошли дистанционные курсы. Три раза в неделю по 3 часа в специально оборудованных кабинетах медики в режиме онлайн обучались на виртуальных больных проводить осмотр, выявлять факторы риска заболеваемости, диагностировать и лечить гипертоников. Мы учили местных врачей правильно лечить пожилых, беременных, а также гипертоников, страдающих сахарным диабетом, бронхиальной астмой и другими недугами. 158 городских и районных врачей прошли трехдневные клинические семинары, которые проводили профессора и доценты кафедры семейной медицины Казахского национального медицинского университета.
– Что обязательно должен сделать врач поликлиники во время приёма больного?
– Измерить давление, даже если у пациента нет жалоб, а также индекс массы тела каждому диспансерному больному, так как ожирение – самый опасный фактор риска. С 18 до 30 лет давление нужно измерять раз в год, после 30 и до 45 лет – дважды-трижды в год, после 50 – каждый месяц, независимо от того, повышенное оно или нет.
– Как вы оцениваете квалификацию местных врачей?
– В Атырау – и с этим мы сталкиваемся впервые – во многих поликлиниках работают фельдшеры, потому что не хватает врачей. До прохождения нашего курса врачи заполняли входящий тест: многие набрали 40%, это очень низкий результат. После окончания четырех дистанционных курсов (это 50 часов) большинство врачей удвоили свои знания.
– Расскажите о «школе для гипертоников». Судя по вопросам, о ней знали немногие…
– «Школа для гипертоников» работала при 2-й городской поликлинике и центральной поликлинике Исатайского района. Занятия для диспансерных больных проводились два раза в неделю. Мы учили их измерять давление, проводить связь между образом жизни, питанием и вечно скачущим давлением. После прохождения курса гипертоники получали в подарок тонометр. В прошлом году нашу школу посетили всего 11 городских больных. В поликлинике №2 нам выделили маленький кабинет, поэтому больше мы собрать не могли. В этом году мы продолжим проект, и с февраля «школа для гипертоников» будет открыта уже в поликлинике №7 микрорайона Алмагуль, главный врач которой обещал нам выделить большой кабинет.
– Многие гипертоники говорят про «рабочее давление». Каким оно должно быть на самом деле?
– Нет такого понятия как «рабочее давление». Есть нормально давление, а всё, что выше 140/90, опасно для жизни. Если врачи снижают давление, то до оптимального уровня. У каждого больного он свой.
– Некоторые прекрасно живут с высоким давлением и не считают нужным его снижать.
– Действительно, человек с давлением 200 может пробежать кросс и работать с отбойным молотком, не чувствуя при этом головной боли. Опасность в том, что при артериальной гипертонии нет никаких симптомов. Поэтому её называют «молчаливой убийцей». Вылечить высокое давление нельзя – нужно научиться контролировать его и снижать до своего оптимального уровня.
– Что посоветуете, чтобы избежать резкого скачка давления?
– Менять образ жизни. Больше ходить пешком, меньше есть жирной пищи. После 50 лет желательно отказаться от приёма красного мяса. Отказаться от сигарет: курение вредит сосудам, они теряют эластичность, становятся ломкими. И главное – принимать таблетки не тогда, когда станет плохо, а ежедневно. Лекарства на сутки защищают от резкого подъёма артериального давления.
– Областная больница переполнена инсультниками. Среди них нередко можно встретить 20-30-летних. В чем причина «омоложения» инсульта?
– Дело в том, что в нашей жизни участились стрессы. И зачастую неумение совладать с ними доводят человека до инсульта в 25 лет. В Исатайском районе, к примеру, очень много безработных. Потерять работу для человека – это главный стресс. К нам приходили больные, которым до пенсии оставалось 2-3 года, и их увольняли. Очень тяжело в сёлах, там нечем заняться. Мужчины в основном работают по вахтам. 15 дней они работают, а остальные 15 – пьют. К нам приходили 50-летние мужчины, у которых и язва, и давление, и инфаркт был. Мы им советовали менять образ жизни, бросать пить, курить. Ну что для мужчины 50 лет? Я считаю, это выбор человека – хочет он изменить жизнь к лучшему или нет. Вообще любое заболевание должно заставить человека самого задуматься: а что я делаю не так? Мы ведь не можем весь город обучить.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото Владимира ИСТОМИНА