Эксперт по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин специально для Gas&Money
На днях «Газпром» объявил, что «обновил исторический рекорд суточного объёма экспорта российского газа в Китай». За первое полугодие этого года поставки трубопроводного газа по «Силе Сибири» выросли на 63.4%, а за семь месяцев – почти на 70%. Звучит гордо и красиво, если бы не одно важное обстоятельство.
Наращивание объёмов экспорта по этому маршруту идёт не в силу особого старания газпромовцев, а по графику постепенного выхода газопровода на проектную мощность. Вводятся в эксплуатацию очередные эксплуатационные скважины на Чаяндинском месторождении в Якутии, увеличивается мощность установок по подготовке газа на промысле, вступают в строй газоперекачивающие агрегаты на трассе… В ближайшее время с Чаяндой будет соединено 800-километровым трубопроводом Ковыктинское месторождение в Иркутской области. Продолжаются работы на Амурском газоперерабатывающем заводе, откуда товарный газ поступает через границу в Китай. Все эти работы практически ежедневно добавляют газ в экспортную трубу, и считать каждый суточный показатель рекордом вряд ли возможно. Если вы идёте из пункта А в пункт Б, то не станете называть рекордом каждый сделанный в нужном направлении шаг.
В 2020 году «Сила Сибири» доставила в Китай чуть больше 4 млрд кубометров газа. В 2021 году – 10.39 млрд кубометров. Надо заметить, что таможенная служба КНР сообщает и о цене, которую платит «Газрому» китайская CNPC. В прошлом году этот показатель колебался от $140 до $200 за тысячу кубометров, что значительно меньше, чем экспортная цена российского газа в Европе.
На проектную мощность 38 млрд кубометров в год «Сила Сибири» выйдет, если «Газпром» очень постарается, в конце 2024 года или в 2025 году. Для этого надо будет довести ежегодный объём газа, поступающего с промыслов на Чаянде и Ковыкте, до 42 млрд кубометров. Разницу составляют, во-первых, технологический газ, который питает компрессоры, электрогенераторы и прочее оборудование. Во-вторых, это компоненты добытого из недр газа помимо экспортного метана: этан, бутан, пропан, азот, гелий и так далее. Их надо выделить и утилизировать перед тем, как отправлять газ в Китай. И в-третьих, всегда надо планировать возможные потери при добыче, транспортировке и на технологических процессах газоперерабатывающего завода.
Китайские специалисты, занимающиеся продолжением «Силы Сибири» на территории КНР, подтверждают, что рассчитывают на получение 38 млрд кубометров российского газа не позже 2025 года. «В противном случае, — говорят они, — мы получим значительную неустойку от «Газпрома» за нарушение условий контракта по срокам и объёмам». По их словам, первая очередь китайского трубопровода, который принимает газ «Силы Сибири» и проходит возле Пекина в направлении Шанхая, начала работать в декабре 2020 года (через год, после того, как газ пошёл через границу) и должна выйти на полную мощность как раз в 2025 году.
По условиям контракта по «Силе Сибири», подписанного в Шанхае в мае 2014 года, ежегодный объём поставок в 38 млрд кубометров «Газпром» должен сохранять на протяжении 30 лет. Однако, как предупреждали ещё в 2019 году сотрудники газпромовских подразделений, занимающихся разработкой Чаянды и Ковыкты, планы освоения этих месторождений были составлены без учёта геологических особенностей газовых залежей, и их запасов не хватит на поддержание нужного уровня добычи на протяжении трёх десятилетий.
На выручку нынешней «Силе Сибири» может в будущем (теоретически) прийти так называемая «Сила Сибири-2» из районов традиционной добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе, о строительстве которой в «Газпроме» пока не принято окончательное решение. Прокладывать магистраль такого масштаба и колоссальной стоимости только для того, чтобы спасти тридцатилетний контракт от провала, нерентабельно.
Поставки очень малых объёмов в Монголию положения на спасут, а китайцы не дают согласия ни на монгольский транзит, ни на новые крупные контракты по закупке российского газа – если верить их планам, газовый баланс КНР они намерены сводить без увеличения поставок из России сверх уже обусловленных.
Можно, конечно, развлекать публику декларациями о мнимых рекордах «Силы Сибири», но проблему замены европейского рынка китайским направлением этим не решить. И даже если «Газпром» бросит все силы и средства на «Силу Сибири-2» и каким-то чудом договорится с китайцами о новых контрактах, создание газотранспортной инфраструктуры на востоке, способной компенсировать потерю рынков в Европе, займёт, если учитывать опыт и сроки строительства первой линии в Китай, не менее 12-15 лет. За это время и Европа научится обходиться без российского газа, и в Китае мощное развитие получит новая энергетика на основе отказа от ископаемых видов топлива. Время и деньги будут потеряны безвозвратно и без пользы для России.