
Telegram-канал @Energy Monitor
Почему КТК останется самым оптимальным маршрутом для экспорта KZ нефти?
Причины: самый скорый маршрут до моря, доступный тариф ($38/т), банк качества и стабильные покупатели.
Альтернативы КТК нет и не появится (инвесторы расширяют трубу с 67 до 83 млн т).
На карте изображены маршруты нефти и тарифы из Атырау.
Для примера рассмотрим маршрут БТД: логистика из Атырау в Актау - $30/т; фрахт по морю - $19/т; перевалка в Баку - $8/т; тариф по трубе - $32/т.
Итого: $90/т. Долгий и дорогой маршрут.
Хотя труба при мощности в 60 млн т/г заполнена лишь на 45%.
Транзитная нефть в БТД поступает через терминал Сангачлы (перевалка всего 7 млн т). Нефть по БТД высокого качества (дороже Brent на $3-4), не каждая KZ нефть подойдет.
Самое главное - из-за мелеющего Каспия танкеры грузят всего по 10 тыс. т.
Реверс трубы в Китай всего на 6 млн т, но и ее сложно заполнить. Сами же китайцы экспортируют нефть по морю.
Чтобы доставить на море KZ нефть расходуется свыше $3 млрд ежегодно! Каждый сэкономленный $1 дает KZ 30 центов.
