
В Нур-Султане под председательством премьер-министра Алихана Смаилова состоялось заседание Комиссии по демонополизации экономики при правительстве РК, сообщается на сайте primeminister.kz.
С докладом выступил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин.
Глава ведомства отметил ряд организационных и законодательных мер для демонополизации телекоммуникационной отрасли. Рассмотрен вопрос по занимаемой доле фиксированной и мобильной связи в стране. В частности, было отмечено, что АО «Казахтелеком» является монополистом на рынке телекоммуникационных услуг с занимаемой долей свыше 80% на рынке фиксированной связи и свыше 60% на рынке мобильной связи. Значительное положение на телекоммуникационном рынке позволило группе компаний АО «Казахтелеком» занять существенную долю на иных смежных рынках. АО «Казахтелеком» принадлежит 100% доли рынка цифровой маркировки товаров, 78% доли на рынке операторов фискальных данных, 55% – доля на рынке Центров обработки данных, 33% – доля на рынке услуг платного телевидения, 75%– всех радиочастот.

Необходимо отметить, что при консолидации компаний «Кселл» и «Теле2» ставилась цель достичь положительного эффекта за счет оптимизации и интеграции их сетей, что должно было повысить качество оказываемых телекоммуникационных услуг. Однако за 3 года интеграция сетей мобильных операторов так и не осуществлена.
В качестве решения Мусин предложил демонополизировать группы компаний АО «Казахтелеком» путем вывода на конкурентный рынок одного из мобильных операторов группы.
Премьер-министр А.Смаилов поручил МЦРИАП совместно с ФНБ «Самрук-Казына» внести в недельный срок предложение по данному вопросу. Также сегодня у небольших операторов возникают сложности при получении доступа к кабельной канализации и прокладке своих линий связи, так как основная часть кабельной канализации находится на балансе и эксплуатируется АО «Казахтелеком». Таким образом АО «Казахтелеком» может ограничивать развитие средних и мелких провайдеров, которые готовы предоставлять услуги доступа к интернету населению в качестве «последней мили».
Для решения проблемы МЦРИАП РК предлагает законодательно предусмотреть ряд поправок, включая подачу электронной заявки и определение четкого перечня оснований для отказа в предоставлении услуги. Кроме того, в случае жалоб в необоснованном отказе, уполномочить РГП «ГРС» на проведение технического аудита, по результатам которого уполномоченный орган будет вправе вносить предписания в случае выявления нарушений. Вместе с тем предлагается усилить административную ответственность оператора за необоснованный отказ в предоставлении услуги по кабельной канализации.
Также, отдельные крупные операторы связи не стимулируют развитие средних и малых провайдеров интернета, предоставляя им невыгодные условия сотрудничества. Существуют факты, когда из-за невыгодных условий дилерского договора, АО «Казахтелеком» препятствует стимулированию развития средних и мелких провайдеров интернета, что негативно отражается на развитии телекоммуникационного рынка и обеспечения населения доступом к телекоммуникационным услугам. Это, в свою очередь, препятствует успешной реализации поручений Президента по развитию телекоммуникационного рынка и обеспечения населения доступом к интернету.
Законодательное урегулирование цен доступа к сетям АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком» в сёлах для малых операторов связи и создание условий малым операторам для прокладки сетей по электрическим столбам позволит решить данную проблему.
Касательно предоставления радиочастотного спектра, который законодательно определен национальным ресурсом и является исчерпывающим, было предложено провести аукционный механизм, что позволит обеспечить прозрачность распределения частот, а также изъятие неэффективно используемых радиочастот.
К примеру, в г. Нур-Султан на сегодняшний день не имеется свободных частот, а большая часть выданных радиочастот находятся у группы АО «Казахтелеком», что, в свою очередь, делает невозможным появление новых игроков на рынке.
В Атырау -6