Атырау, 21 декабря 16:39
 ясноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Прибор недочёта

7 814 просмотров


Департамент по защите прав потребителей Атырауской области подал в суд на монополиста с требованием учесть интересы владельцев индивидуальных приборов учета тепла

Как известно, в Казахстане действуют дифференцированные тарифы на услуги по снабжению тепловой энергией, согласно которым потребители делятся на группы, в том числе в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета (ОПУ) потребления тепла.

В свое время коммунальщики и антимонопольщики активно агитировали население в массовом порядке устанавливать эти общедомовые счетчики, которые якобы помогут существенно экономить на оплате счетов за отопление. Но на самом деле начисления по показаниям ОПУ нельзя назвать справедливыми, поскольку люди платят не за то количество тепла, которое зашло в каждое конкретное жилье (как должно быть в идеале), а за то, что «накрутил» общедомовой счетчик и после раскидали на все квартиры в зависимости от их площади.

Исправить ситуацию в пользу потребителей могла бы установка индивидуальных приборов учета (ИПУ). Это домашние счетчики, которые действительно способны рационально использовать теплоэнергию и экономить семейный бюджет. Приборы, оснащенные термостатами, позволяют регулировать нагрев помещений, что особенно актуально, когда на улице +15, а тепловики «жарят» во всю ивановскую. 

 

«ДЕТАЛЬ ИНТЕРЬЕРА»

Такие индивидуальные приборы существуют, занесены в государственный реестр, и более того, в ряде городов страны многие новостройки без ИПУ даже не принимают в эксплуатацию. Однако установка счетчиков ровным счетом ничего не меняет, и они становятся бесполезной деталью коммунального интерьера. 

С этой проблемой уже столкнулись некоторые потребители города Атырау и объединились, чтобы сообща отстаивать свои права. 

Все они в прошлом году установили в своих квартирах индивидуальные приборы учета тепла, воспользовавшись по объявлению услугами некоего частного предпринимателя. Удовольствие, надо сказать, не из дешевых – расходы на покупку и установку одного ИПУ обошлись в 100-110 тысяч тенге.  

Первые «заморочки» начались уже на этапе обследования и допуска счетчиков в эксплуатацию. Представители Атырауской ТЭЦ подписали акты приемки и опломбировали приборы только после вмешательства областного департамента Комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ), который своим предписанием обязал тепловиков это сделать. Впоследствии монополист обжаловал предписание через суд, но безуспешно. 

Первый счет отопительного сезона 2021-2022 за октябрь приятно грел душу – экономия налицо! Однако за все последующие месяцы платежки пришли с начислениями уже по общедомовому счетчику. И продолжают приходить. В результате неудовлетворенная пояснениями монополиста группа из 18-ти потребителей (из разных районов города) отказалась платить и обратилась с жалобами в целый ряд инстанций. Разбирался в сложившейся ситуации и корреспондент «АЖ». 

Как следует из ответа АО «Атырауская ТЭЦ» на запрос редакции, оказывается, тариф для потребителей, имеющих квартирные индивидуальные тепловые счетчики... отсутствует! Поэтому начисления и производятся по показаниям общедомовых приборов учета. 

«Тариф утверждается на основании приказа ДКРЕМ. Атырауская ТЭЦ направила в ДКРЕМ запрос по формированию тарифа. На данный момент вопрос с расчетами по квартирным ИПУ до сих пор не решен, и сроки его решения не определены. 

Субъект естественной монополии обязан предоставлять регулируемую услугу по тарифу, утвержденному в соответствии с Законом РК "О естественных монополиях". Таким образом, в связи с отсутствием утвержденного тарифа для потребителей, имеющих квартирные индивидуальные приборы учета тепла, расчет по ним не представляется возможным», – говорится, в частности, в ответе АТЭЦ.

 

ПРОБЛЕМА С БОРОДОЙ

Ответ антимонопольного ведомства (ДКРЕМ) был еще более интересным. Как выясняется, действующим законодательством дифференциация тарифа для потребителей с ИПУ вообще не предусмотрена! В связи с этим департамент направил предложение в Комитет, т. е. своему вышестоящему руководству, о необходимости инициировать нужные изменения в законодательство. 

– После нашего коллективного заявления меня пригласили в местный ДКРЕМ. В ходе состоявшейся беседы я, в принципе, ничего нового для себя не узнал, разве только то, что проблема эта «с бородой», – говорит представитель жильцов-владельцев ИПУ Амиржан КАПАРОВ. – Оказывается, до нас в это ведомство уже поступали аналогичные обращения от других горожан. Департамент всё так же писал предложения в свой Комитет, но, судя по всему, безрезультатно. Между тем, как мы видим, проблема имеет республиканский масштаб!

Действительно, мониторинг отечественных СМИ выдал «пачку» публикаций коллег в разные годы на тему отсутствия пресловутого тарифа и пробела в законодательстве. Соответствующий запрос в столичный Комитет по регулированию естественных монополий «АЖ» уже направил. Ждем ответа. А пока…

 Почему тепловики первый месяц учитывали показания ИПУ, а потом вдруг передумали? Внятного ответа на этот вопрос мы ни от кого не услышали, – продолжает А. Капаров. – На сегодняшний день некоторые из нас, потребителей, уже стали платить по выставленным счетам, чтобы избежать судебных претензий, однако сдаваться мы не намерены! И считаем, что из-за бездействия уполномоченных органов, которые своевременно не разработали методику оплаты, нарушены наши праваКроме того, сейчас, на фоне повсеместного роста цен, когда население вынуждено экономить буквально на всем, счетчики ИПУ пришлись бы весьма кстати. В Атырау отопительный сезон длится полгода, и общая сумма платежей за отопление достаточно внушительная. 

– При мне установка ИПУ еще не практиковалась, – комментирует президент общественного объединения «Защита прав потребителей и развитие конкуренции по Атырауской области» Балжан ДОСМУХАМБЕТОВА, которая в 2004-2013 гг. возглавляла областной антимонопольный департамент. – Но совершенно непонятно, почему Правилами формирования тарифов нельзя было изначально предусмотреть расчет за тепловую энергию по ИПУ – точно так же, как за холодную и горячую водуПоэтому считаю необходимым срочно внести изменения в раздел №3 Правил – Дифференциация тарифа на регулируемые услуги по снабжению тепловой энергией – и утвердить этот самый тариф. 

 

ФЕМИДА РАЗБЕРЁТСЯ?

По словам руководителя областного департамента по защите прав потребителей Алема УАЛИЕВА, владельцами ИПУ были соблюдены все требования и условия, установленные различными нормативно-правовыми актами, что подтверждается вступившим в силу решением суда, обязавшего АТЭЦ принять счетчики. Поэтому владельцы ИПУ фактически уже не относятся к категории потребителей, которым должны выставлять счета на основе показаний общедомовых счетчиков. Сложившаяся же юридическая коллизия нарушает законные права и интересы неограниченного круга потребителей как в Атырауской области, так и по всему Казахстану. 

– Пока нет утвержденной методики, наиболее целесообразный вариант решения проблемы – это производить начисления владельцам ИПУ тепловой энергии по среднему тарифу, то есть без привязки к какой-либо категории. Таким образом права и потребителей, и монополиста не будут ущемляться, – считает А. Уалиев. – В связи с этим 24 марта нашим департаментом подан соответствующий иск в суд.

«АЖ» будет следить за развитием событий. 

Лев ГУЗИКОВ

26 марта 2022, 19:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.