В областном обществе охотников и рыболовов прошёл «круглый стол» по проблемам организации охоты в нашем регионе. Как известно, 18 марта начался сезон весенней охоты на селезней уток. Продлится он до 1 апреля в охотничьих угодьях Исатайского, Курмангазинского и Жылыойского районов.
Ранее сообщество «Охотники.kz» вышло на областное общество охотников и рыболовов с просьбой организовать встречу с уполномоченными органами для разъяснения некоторых вопросов.
Одна из затронутых тем – борьба с браконьерством. Вернее, ее отсутствие. Областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира слабо материально-технически оснащена, нет людей.
- У нас всего один охотинспектор на всю область – это нонсенс. А общественный егерь без инспектора не может составлять протоколы по изъятию оружия и привлекать виновных к административной ответственности, - говорит председатель правления общества Вячеслав ЖУМУРОВ.
А по словам главного специалиста территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Нурлана ИМАНГАЛИЕВА, этот вопрос надо ставить на уровне министерства экологии, геологии и природных ресурсов.
Ещё недавно к областному обществу охотников и рыболовов относились шесть охотничьих хозяйств общей площадью 1 млн 647 тыс. 231 га – во всех районах, кроме Макатского.
– В феврале этого года мы вынуждены были отказаться от охотхозяйств в Кызылкогинском, Индерском и Махамбетском районах. В Кызылкоге – по причине того, что обмельчали водоёмы, в Индере – из-за того, что земельные участки по всей реке Багырлай были огорожены животноводами, в Махамбете – из-за того, что почвенный покров охотхозяйства подвергся эрозии. Содержание егерского состава, проведение планового учёта диких животных и биотехнических мероприятий стали в этих районах убыточными, – говорит В. Жумуров.
Таким образом, на сегодня за обществом охотников и рыболовов закреплено три охотничьих хозяйства: Курмангазинское (188 606 га), Исатайское (69 460 га) и Жылыойское (998 700 га). На сегодня их охраняют всего 9 егерей. Охотники покупают путевку в обществе для получения разрешения на охоту на этих территориях, и стоит эта путевка 7500 тенге. И кстати, их очень интересует, почему эта цифра с каждым годом растёт.
В ответ главный охотовед общества охотников и рыболовов Александр ИВАСЕНКО предоставил расчет себестоимости охотничьей путевки, взяв для примера период между осенним и весенним сезонами. Зарплата 9 егерей составляет 60 тысяч тенге в месяц. На охрану охотугодий с учетом расходов на ГСМ потрачено 1 млн 166 тысяч 400 тенге. Оплата за биоресурсы – 300 тысяч тенге, плюс расходы на проведение учётов для получения квот, на изготовление бланков путёвок и другие – итого затраты составили 6 млн 621 тыс. 640 тенге. А доходы охотобщества от реализации путёвок составили 6 млн 615 тыс. тенге, то есть речь идёт о минусе в 6640 тенге.
На сегодня в Атырауской области удостоверение охотника имеют 6400 человек, из них 2300 являются членами общества охотников. А активное участие в сезонах охоты принимают, по словам В. Жумурова, примерно 1300. Кроме того, из общества были исключены те, кто последние два года не оплачивал членские взносы – это около 1600 человек.
– Здесь нужно понимать и то, что большая часть из 6400 "официальных" охотников приобретает удостоверение только для того, чтобы иметь оружие, а охотой на самом деле не занимается, – сказал В. Жумуров. Он также напомнил об аудиторской проверке деятельности охотобщества за 2016-2019 годы (при его предшественниках), выявившей хищение 56 млн тенге. Уголовное дело по этому факту до сих пор расследуется.
«ЗАЙЦЕВ ДОСТАТОЧНО»
Ещё вопросы и ответы.
– Можно ли охотиться на волка и шакала в темное время суток и можно ли использовать тепловизоры?
– Нет, это запрещено.
– На каком расстоянии от населённых пунктов можно безопасно для людей применять охотничье оружие?
– В Атырауской области это минимум 1 км для гладкоствольного оружия и минимум 3 км – для нарезного.
– Мы просим объявить в Атырауской области мораторий на охоту на зайца сроком хотя бы на год, потому что его количество за последние годы резко упало, - сказал администратор сообщества охотников и рыболовов «Охотники.kz» Кайнар САЙФЕНОВ. И получил ответ, что популяция зайцев – в норме, необходимости в моратории нет.
– Согласно статье 436 КоАП РК стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах наказывается штрафом в размере 20 МРП с конфискацией оружия. А где можно потренироваться, пристрелять ружьё начинающим охотникам вне сезона охоты?
Представитель полиции ответил, что надо направить в горакимат запрос о предоставления участка под эти нужды.
– Многие охотники на волка и шакала получили разрешение на изъятие видов животных, численность которых подлежит регулированию. Прошу разъяснить – нужна ли в разрешении печать общества охотников и рыболовов? Многим охотникам из районов не всегда бывает удобно приезжать в город ради этого штампа.
– Печати охотобщества в разрешении не требуется. Охота с разрешением на изъятие видов животных, численность которых подлежит регулированию, должна проводиться только на территории охотничьих хозяйств.
– Разрешена ли охота на территории крестьянских хозяйств?
– Согласно статье 68 Земельного кодекса РК, если участок, находящийся в чьей-либо частной собственности или землепользовании, не огорожен, или если собственник каким-нибудь иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, то любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет вреда собственнику или землепользователю.
– Предлагаем включить в территории приписных охотничьих хозяйств устья рек Урал, Сагыз, Жем, Багырлай.
– В данное время охота на этих территориях запрещена.
– Можно ли использовать быстросъемные самодельные чехлы для охотничьего огнестрельного оружия?
Представитель департамента полиции ответил, что не запрещается. Кроме того, по его словам, дома в сейфе с оружием и патронами нужно хранить разрешение на хранение и ношение этого оружия и охотничий билет владельца.
Айнур САПАРОВА
Фото автора