В последнее время участились сообщения о пропавших без вести. С начала года в Атырауской области в полицию поступило 62 заявления от их родственников. По словам старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела уголовного розыска криминальной полиции Ризабека КУСАИНОВА, большинство из пропавших были найдены в короткие сроки.
А в прошлом году в полицию поступило 362 заявления, 290 человек было найдено в течение суток, в том числе дети, заблудившиеся на улице. Поиски 72 человек продолжались несколько дней, 66 из них были найдены в прошлом году, а остальные шесть – уже в нынешнем году. Среди них 50-летний мужчина, ушедший в длительный запой, и местный бомж, который вышел из Центра адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, и не вернулся. Еще трое – пастухи, заблудившиеся при выпасе скота в Индерском и Исатайском районах. Недавно был найден пастух, пропавший без вести в Кызылкогинском районе ещё в декабре прошлого года – к счастью, живой.
В декабре прошлого года в полицию поступило заявление, что без вести пропал 45-летний житель Актобе, работавший на вахте в Атырау. Он выехал из дома своих родственников в Махамбетском районе, направлялся в Актобе, но до своего города не доехал. Позже выяснилось, что мужчина запил в дороге.
О пропавших без вести обычно заявляют письменно или сообщают через оператора «102» ГУП Атырау. Если человек не будет найден в течение 24 часов, т. е. в течение суток, заводится оперативно-поисковое дело.
– Нередко пропадают пастухи в степи, но много и других бывает ситуаций, например, подросток ушёл из дома из-за конфликта с родителями, или человек ушёл в запой, или игроман крупно проигрался и «пропал» и так далее. С найденными людьми проводим профилактическую беседу. Особое внимание – детям и подросткам. Устанавливаем, по какой причине подросток ушёл из дома. Данные о повторяющихся исчезновениях предоставляются инспекторам по делам несовершеннолетних для принятия соответствующих мер. Они берут этих детей на учет или привлекают их родителей к административной ответственности, – рассказывает Р. Кусаинов.
– Каков предельный срок для поисков пропавших без вести?
– Десять лет. Но у нас до такого не доходило – пропавшие обнаруживались до этого срока. Если человек найден мёртвым со следами причинения насильственной смерти, то возбуждается уголовное дело по 99-й статье Уголовного кодекса.
– А если будет установлено, что человека похитили?
– Если в ходе поисков будет установлен факт похищения, то это уже не без вести пропавший. Возбуждается и расследуется уголовное дело по соответствующей статье УК РК.
…Среди пропавших без вести на несколько дней в этом году был общественный активист Алибек МУСАУЛЫ. В последний раз я видела его 6 января на площади Исатая и Махамбета и разговаривала с ним. Жена Алибека сообщила в полицию, что ее муж пропал во время митинга. А нашёлся он как раз в тот день, когда я общалась с Р. Кусаиновым и его коллегами. Стало известно, что активист придёт в полицию с адвокатом.
Другая история – о 22-летнем парне, которого нашли после очередного «исчезновения». В прошлом году он уже пропадал несколько раз, жил на съёмных квартирах, потому что не хочет жить в одном доме с родителями. Отключал свой мобильник или менял номер, родители беспокоились, обращались в полицию. Полицейские всякий раз проводили с парнем профилактическую беседу, предупреждали, чтобы извещал родителей о своём местонахождении, но безрезультатно.
– Я слышала от нескольких человек, которые потеряли своих родственников, что когда после подачи заявления они осведомлялись в полиции о поисках, им говорили «поиски ведутся», но при этом, утверждают эти люди, полицейские сидели на месте и ничего не предпринимали.
– Поисковые работы – это не всегда означает, что целыми днями надо искать на улице. Чтобы не тратить время впустую, чтобы напасть на след, мы организовываем специальные мероприятия, это тоже надо учитывать. Например, в ходе оперативно-поисковой операции «Қаңғыбас» ("Бродяга") проверяем места скопления бездомных, подвалы, крыши, автостоянки. Поиски продолжаются, пока пропавший не найдётся, – говорит Р. Кусаинов.
– Расскажите о каком-нибудь необычном случае.
– Недавно примерно в одно и то же время поступили заявления о пропаже 17-летнего парня из района и 19-летней городской девушки. Мы стали проверять – выяснилось, что они знакомы между собой и у них романтические отношения, но родственники из обеих семей против брака, и не только потому, что парнишка ещё школьник, но и потому, что его старший брат женат на сестре той девушки. Мы выяснили, что влюблённые тайком уехали в другой город, там устроились на работу на АЗС. Наши сотрудники поехали в тот город, нашли их и вернули домой. То есть свою работу мы сделали. Как дальше развернётся эта история – это уже другой вопрос...
Айнур САПАРОВА
Коллаж Еламана НУХИНА