Атырау, 15 мая 02:10
 будет пасмурноВ Атырау +15
$ 440.90
€ 475.95
₽ 4.82

Десять человек в 30-метровой развалюхе

9 563 просмотра

В селе Орлик Индерского района многодетная семья Талапа и Сары АЛЬФАРИТОВЫХ живёт в постоянном страхе, что однажды они останутся погребенными под развалинами собственного дома. Их единственное жильё давно находится в аварийном состоянии, но идти им некуда. Обращения в акимат ни к чему не привели.

Помещение площадью всего 30 квадратных метров было построено из саманных кирпичей в 1950-х годах прошлого столетия.  Когда-то в нем был совхозовский гараж, затем склад. Альфаритовы, которым негде было жить, отремонтировали это заброшенное здание, поставили двери с окнами, побелили и заселились. Временно. Так они тогда думали. Но с тех пор прошло 24 года. За это время они успели приватизировать свои 30 кв метров, родить 7 детей. Единственная в доме комната разделена посередине – в одной части находится кухня, там же дети делают уроки, а в другой части – спальня, в которой 10 человек укладываются "штабелями". 


– Это не дом, а одно название. Крыша протекает, стены разваливаются, двери и окна толком не закрываются, стёкла сами по себе трескаются. Здание очень старое, фундамент ушёл в землю, из года в год проседает. Во время дождя повсюду приходится расставлять посуду, чтобы собирать капающую с потолка воду.  Днём ещё ничего, а ночью в непогоду страшно, кажется, что дом вот-вот рухнет. Когда поднимается ветер, детей отправляем к соседям, чтобы они вдруг не оказались под развалинами ветхого жилья. Не знаю, сколько мы так проживем, – говорит мать семейства Сара БЕКЕТАЕВА.

Самостоятельно построить себе новый дом семья не в силах. Глава семьи Талап – нетрудоспособный инвалид второй группы. А его жена Сара безработная, у нее нет определённой специальности. Женщина много лет сидела дома, ухаживая за детьми, имеет подвески «Күміс алқа» и «Алтын алқа», но что с того толку. Старшей дочери 25 лет, в разводе, сидит дома по уходу за ребёнком. Поэтому сейчас в семье уже 10 человек. 

Второй сын – студент Атырауского политехникума, следующая дочь учится в профтехколледже в Индере. Средняя дочь Медина после окончания колледжа имени К. Дутбаевой уже пять месяцев работает в сельской школе преподавателем английского языка. Ещё трое учатся в школе, а самому младшему семь лет. Когда мы были у Альфаритовых, дочери-преподавательницы не оказалось дома, она пошла к подруге готовиться к урокам – в их маленьком домике делать это невозможно. А школьники делают уроки только тогда, когда освобождается кухня.  

При подготовке статьи мы связались с акиматом Индерского района. Пресс-служба акимата прислала следующий ответ: 

– Семья Альфаритовых с января 2019 года получает адресную социальную помощь. Однако в первом квартале текущего года размер дохода семьи превысил установленный порог, и выплата АСП была прекращена. Отметим, что старший сын, студент колледжа Е. Сапаргалиев за октябрь и ноябрь получил зарплату в размере 76 тысяч тенге, в декабре – 120 тысяч тенге. А дочь М. Талапова, которая преподает в школе, получила 140 тысяч тенге за октябрь, 134 тысячи тенге за ноябрь и 192 тысячи тенге за декабрь. Семья также получает пособие на ребенка в размере 46 770 тенге в месяц. Альфаритов в связи с инвалидностью получает 52 483 тенге. Два года назад в рамках акции помощи для нуждающихся в жилье жителей Казахстана «Ел үлесі – пәтерге» ("Народ поможет жильём") им была предложена квартира в поселке Орлик, но Альфаритов по неизвестным причинам от нее отказался. 


– Лучше было бы, если бы акимат не занимался подсчётом наших доходов, а поинтересовался, куда тратятся эти деньги. Как только Медина устроилась на работу с зарплатой 100-150 тысяч в месяц, мы лишились адресной социальной помощи. А сын – студент колледжа, ему всего 18 лет. Снимает квартиру в городе. Он учился и одновременно подрабатывал, где мог, старался сам себя обеспечивать, чтобы не просить денег у нас. Разве его доход можно назвать стабильным? Сейчас у него нет работы, он только учится. Ежемесячное пособие на детей у нас составляет 46 тысяч тенге, пособие по инвалидности ІІ группы – 52 тысячи тенге. До того как  дочь устроилась на работу, у нас выходило по 10 тысяч в месяц на каждого человека в семье. Подумайте, как мы можем построить на эти деньги дом. Во дворе мы заложили фундамент нового дома, ни у кого денег не просили. Дальше строить дом мы не в силах. Почти все деньги тратим на еду, на одежду и другие принадлежности уже не хватает. Два года назад нам предложили дом, но он тоже был очень старым. Тогда мы отказались – что менять шило на мыло, уж лучше жить в своём старом, – рассказывает уставший от проблем глава семьи Талап.

Одна из важнейших задач семьи на сегодня – получить документы от ГАСК о признании дома аварийным, но это очень сложно. Альфаритовых нет в списке очередников на жилье, потому что есть хоть и старое, но собственное жилье, в связи с чем они не могут претендовать на новое. 

– Я много раз обращался в акимат. Если бы здоровье мне позволяло, я бы не просил жилья. Дети маленькие, а старшие – девочки. Говорят, что помогают многодетным семьям, но это только на словах. А чего ждут? Ждут, когда дом рухнет? – переживает о будущем своих маленьких детей глава семьи.

Не дождавшись помощи от акимата, семья Альфаритовых решила обратиться к помощи соотечественников. Возможно, среди наших читателей найдутся неравнодушные люди, которые смогут помочь семье построить дом. 


Ляззат КАРАЖАНОВА

Фото и видео автора

13 февраля 2022, 21:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz