22 декабря 2021 года, как не раз было и до, и после этого, в Атырау стоял ну очень неприятный запах. Но в тот раз местные экоактивисты решили действовать. Ветер был северо-западный, группа активистов выехала по этому направлению, осмотрела объекты и учреждения. Их внимание привлекла огороженная зона – там они обнаружили медицинские отходы и трупы животных.
Как рассказывает руководитель ОО «Атамекен ЭКО» Арман ХАЙРУЛЛИН, внутри зоны оказался здешний работник. Отвечая на вопросы, он сказал, что здесь сжигаются медотходы, но только в ночное время, а привозят их каждый день на бортовой "ГАЗели".
На территории этого объекта были вырытые ямы, полузасыпанные снегом. Запах оттуда шёл такой, что вызывал рвотный рефлекс. Визитёры сняли ролик, который затем разместили в соцсетях.
– Мы увидели там отходы из медучреждений: ампутированные части тела, сгоревшие пробирки, пузырьки непонятно из-под каких лекарств, шприцы с кровью. Кроме того, там лежали трупы собак. Мы еще когда подъезжали туда, увидели огромную стаю ворон. Это значит, что всё это наверняка разносится по пищевым цепям, – говорит руководитель ОО «Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА. – Они там вырыли яму и в этой яме пытались сжечь эти опасные медицинские отходы. Кроме того, там стоит обыкновенная печь, можно сказать печь-«буржуйка», где всё сжигается самым примитивным способом. Это противоречит требованиям и правилам утилизации опасных медицинских отходов. По инструкции они должны сжигаться в муфельных печах при высокой температуре до 1000 градусов. После этого должны обязательно дожигаться хвостовые газы, которые остаются при первом сжигании. Кроме того, там проходит район Черной речки, и эти вырытые ямы с отходами могут задеть подземные водоносные горизонты, что угрожает загрязнением наших водоемов.
Руководитель ОО «Намыс» Танат НУРУМОВ добавил, что опасные медицинские отходы выделяют вредные вещества, разложившиеся трупы животных – трупный яд.
– Трупный яд очень опасен, не случайно с древности применялся как биологическое оружие. Мы требуем запретить деятельность такой организации, которая несёт нам реальную угрозу, – говорит Нурумов.
– Согласно приказу министерства здравоохранения от 20 ноября 2020 года продукция высокой эпидемической значимости подлежит государственному контролю и надзору. Согласно Экологическому кодексу для таких предприятий должны устанавливаться лимиты накопления, обязательное разрешение на эмиссию, у них должны быть программы производственного экологического контроля и план мероприятий по охране окружающей среды, – говорит Арман Хайруллин. По его словам, они выяснили, что земельный участок №106 был выделен для ведения крестьянского хозяйства. Позднее, в 2019 году, его купила гражданка Д.:
– Участок не используется по назначению, ещё и нарушаются требования экологического и эпидемиологического законодательств. Областной департамент экономических расследований должен выяснить, каким образом был заключен договор об утилизации отходов.
Атырауские экоактивисты требуют привлечь загрязнителя к ответственности. Они направили в департамент экологии заявление о проведении проверки, и вначале получили ответ, что этого не позволяет трехлетний мораторий на проверку субъектов малого предпринимательства, введённый в 2020 году. Но затем департамент экологии направил запрос о разрешении открыть проверку в республиканский Комитет экологического регулирования и контроля, учитывая опасность для окружающей среды и здоровья людей. Разрешение было получено и проверка назначена. Собранные материалы исследуются, дело направлено на регистрацию в областное управление по правовой статистике и специальным учетам. Речь идёт о ТОО AG Disinfection servises.
– Сейчас собранные материалы направлены для принятия мер в департамент полиции, департамент санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарную инспекцию, управление сельского хозяйства, земельную инспекцию. О результатах уведомим дополнительно, – сообщили в департаменте экологии.
Айнур САПАРОВА
Видео из соцсети