Завершается проект «Успешное детство», организованный для дополнительной подготовки к школе малышей из детского дома «Ак бота».
Детишки сразу взяли быка за рога и в ходе мастер-класса продемонстрировали всё, чему научились за год. Спели песенку, нарисовали рисунки, разукрасили готовые шаблоны, вырезали нарисованные фигурки, сделали аппликации, совместными усилиями создали красивое общее панно. Картина получилась по-детски очень простой и доброй: солнышко, домик, возле которого цветут цветы, ребёнок с портфелем идёт в школу, в солнечное небо устремляются шарики и большое красное сердце. «Это домик, в котором мы живём, а это сердце, которое мы дарим вам всем. А цветы просто для красоты», – рассказали ребята.
«Ещё вчера Миша Тайжанов, Лиза Долгова, Асемгуль Базарбаевана групповых занятиях были лишь наблюдателями, а сегодня уже тянут руки, как и все дети в этюде, пытаясь создать образ предмета, существа. В этой игре нужно создать фигуру в пространстве. Малыши уже готовы к переменам: просят дать им сложить квадрат – это упражнение на развитие пространственного мышления, над которым многие их сверстники ломают голову, – с любовью рассказывает о своих подопечных психолог Кристина ШИЛЬМАН.–Миша уже учится в первом классе, хотя раньше думали, что в школу он вообще не сможет пойти. Лиза Долгова через занятия добилась большого прогресса в речевых навыках. Она рассудительная и вежливая девочка, её называют мудростью группы. Что до Асемгуль, то раньше чуть что, она начинала плакать. Сегодня ситуация совсем иная. Теперь её любимое занятие – лепка. Надеемся, не только в проекте, но и в жизни, когда придёт пора покидать детский дом, у этих ребят всё получится».
СПОНСОР ПОЯВИЛСЯ НЕ СРАЗУ
Проект «Успешное детство» можно смело назвать авторским, его автор – команда образовательного центра «Достижения молодых». Центр давно сотрудничает с интернатными учреждениями, у него были успешные проекты по повышению самооценки подростков. В ходе постоянного общения с детьми специалисты фонда поняли, что в помощи нуждаются не только старшие дети, но и малыши, ведь все проблемы родом из детства. Несмотря на то что с ними ведётся подготовка к школе по общеобразовательной программе, они всё же не могут на равных конкурировать с одноклассниками из обычных семей. «Так появилась идея создать социально-образовательный проект для детей 4-7 лет, – говорит руководитель образовательного центра Наталья СТРУНЯШЕВА.–Логичнее, конечно, было бы вести занятия в течение всего года. Первоначально так и планировалось – заниматься с 1 сентября 2010 года по 1 сентября 2011-го. Но найти спонсоров удалось не сразу, многие крупные нефтяные предприятия отвечают в том духе, что проект очень хороший, но не соответствует определенным требованиям, а каким именно, не сообщают. В итоге нас поддержал фонд “Бота”, но на рассмотрение заявки ушло время. Мы начали работу только в декабре прошлого года и вот заканчиваем перед новым годом. Подавать заявку на продолжение проекта не позволяют правила “Боты”».
АМАНУ ПОКОРИЛАСЬ БУКВА «Р»
За этот год в рамках проекта прошли обучение не только маленькие воспитанники «Ак боты», но и воспитатели и психолог детского дома, учителя предшкольной подготовки, психолог, социальный педагог средней школы №9 и студенты-волонтёры с факультета психологии АГУ. Для волонтёров Жаннат Сабыргалиевой, Кундыз Кемеловой, Марты Адильбеккызы и Асемгуль Утебаевойэти постоянные занятия с детьми стали хорошим опытом. «Три раза в неделю по два часа мы занимались с дошколятами, и сейчас так приятно увидеть, чего они достигли за это время. Они научились выражать свои мысли и рисовать мечты. А ведь вначале просто не слушали нас и не понимали, чего мы от них хотим», – рассказывает Жаннат Сабыргалиева.
«Даже ещё в середине проекта дети были другими: они не умели слушать, не хотели повторять, порой не отдавали отчёта своим действиям. Посидев от силы несколько минут, начинали бегать по классу. Сегодня они уже лучше готовы к школе. И главное – дети начали раскрываться как личности. У многих появился интерес к рисованию. А ещё недавно не умели даже правильно держать карандаши в руках, и до сих пор это непростая задача даже для наших более старших воспитанников», – говорит директор детского дома «Ак бота» Гульсара БОТАТАЕВА.
Всё это время специалисты создавали портфолио работ детишек, благодаря которому можно увидеть, как они менялись. «Это наша авторская разработка и первый опыт. Сейчас я уже вижу недоработки. Нам нужно было не обучать основам логопедии учителей, а нанять хорошего логопеда, так мы бы достигли большего», – делится Наталья Струняшева. Тем не менее, считает психолог детского дома Сулу ЗЕЙДУНОВА, курсы логопедии стали хорошим подспорьем в работе воспитателей. Они применяют полученные знания в своей работе и уже достигли результатов, к примеру, Аман Кургалиев научился выговаривать трудную букву «р».
Проект закончился, но воспитатели детского дома намерены и далее применять новый для себя опыт. А департамент по защите прав детей намерен ходатайствовать перед спонсорами о выделении средств на продолжение программы.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора