Жителей Атырау уже на протяжении полумесяца одолевают телефонные звонки с предложением посетить сеанс бесплатного массажа и получить за это подарок – видеорегистратор. Что на самом деле кроется за этим приглашением, выяснял корреспондент «АЖ».
«Здравствуйте! Меня зовут Андрей, – раздался незнакомый голос с незнакомого номера. – Я хочу пригласить вас на бесплатное мероприятие в честь открытия в Атырау медицинского центра. У нас вы сможете абсолютно бесплатно пройти сеанс оздоровительного и расслабляющего массажа на новейшем японском оборудовании. Каждый гость в конце нашей презентации получает гарантированный бесплатный подарок – автомобильный регистратор. Скажите, пожалуйста, сколько вам полных лет?..» – собеседник задал еще несколько вопросов и удовлетворенный полученными сведениями пообещал прислать SMS-код для регистрации на мероприятии. Затем, настойчиво рекомендовав захватить с собой супругу или друга, а также удостоверение личности, «Андрей» вежливо попрощался.
Об этом заманчивом приглашении рассказал мой знакомый. Памятуя о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, я загуглил ключевые слова «массаж, видеорегистратор в подарок» и обалдел. Страницы пестрят десятками публикаций СМИ о ловких ребятах, втюхивающих доверчивым гражданам товары сомнительного качества и по бешеным ценам. Посетители таких презентаций уходят домой, нагруженные коробками с покупками, подарками и… крупным банковским кредитом на шее. География гастролеров обширна: это десятки городов России, в Казахстане они успели в разные годы «засветиться» в Алматы, Актау, Семее, а теперь объявились и в Атырау. Причем схема везде почти на 100% одинаковая, а также методы воздействия и даже шутки ведущих презентаций. Судя по тому, что состав команд гастролеров разный, подготовка у них одна.
Работают они практически открыто, хотя и с элементами «партизанщины». Это частая смена мест проведения презентаций и номеров мобильных телефонов, тщательный отсев «кандидатов» еще на стадии приглашений, отсутствие объявлений в СМИ и соцсетях. Кстати, прессу и представителей общественных организаций они не жалуют, а всячески стараются выставить их под разными предлогами за дверь. Тем не менее, ваш корреспондент решил воочию понаблюдать за сим спектаклем под видом этакого безработного простачка и под вымышленным именем.
«ПОЧЕМУ ВЫ БЕЗ ЖЕНЫ?»
В назначенный день в 17.00 я как штык стоял перед входом в банкетный зал роскошного ресторана, попутно отметив про себя, что его аренда – удовольствие не из дешевых. Причём, как удалось выяснить позже, презентации (по три за день) идут в нем уже несколько дней.
Вопреки ожиданиям, попасть внутрь удалось достаточно легко. Ко мне сразу же подлетел сияющий от радости парнишка, будто ждал меня всю свою жизнь, а тут я возьми и появись.
– Вы по приглашению? – поинтересовался он.
– Да... – замялся я. – Это самое... Друг позвал, но сам прийти не смог.
– Как зовут друга? Его номер мобильника?
Пальцы молодого человека забегали по клавиатуре ноутбука.
– Позвольте, но его нет в списках... А почему вы один, без жены? Где работаете?..
После краткого «допроса» он с некой долей сомнения, но все же одобрительно махнул рукой. Даже про удостоверение личности не спросил.
– Проходите, пожалуйста, на регистрацию!
По залу сновали шустрые, доброжелательные парни и девушки, человек восемь. Все – молодые люди от 20 до 30 лет, в одинаковых дешевых костюмчиках, похожие на скромных банковских клерков. Нас, десятерых зрителей, рассадили на заранее приготовленные места. Как мне кажется, в первый ряд организаторы усадили наиболее платежеспособных, а я – как безработный – и, стало быть, не представляющий для них интереса, одиноко торчал в последнем ряду.
Центральное место в зале занимали столы, забитые коробками с разными товарами: ионизатор воды и воздуха, ручной электромассажер, комплект постельных принадлежностей, как было объявлено, из натуральной шерсти мериноса (тонкорунная австралийская овца). Рядом стояли несколько массажных кресел. Прямое отношение к медицине имел лишь стенд с изображением человеческого позвоночника.
Всем запретили фото/видеосъемку, мотивируя тем, что «уникальная авторская презентация может попасть в чужие руки», и шоу началось.
СУПЕРНОВОСТЬ
Ведущие мероприятия были неплохими психологами, умели расположить к себе публику, улыбались, шутили. Представились работниками компании-дистрибьютора японского массажного оборудования. В частности – вибромассажных накидок с нефритовыми камнями, чудодейственные качества которых спикеры расхваливали на все лады, приводя в пример друзей, знакомых, родственников, которым удалось благодаря этим накидкам поправить здоровье или даже открыть свой массажный кабинет.
Ведущие неоднократно подчеркивали уникальность и высокое качество презентуемого и очень дорогостоящего товара и с сожалением констатировали, что на казахстанском рынке большинство из представленных брендов появятся не скоро. Но!
Тут в зал ворвался излучающий восторг «клерк» с суперновостью, что спонсоры мероприятия готовы провести лотерею, и кто-то из счастливчиков уйдет с подарками.
– Лотерея проводится сразу в девяти залах, где сейчас идут такие же презентации. Сейчас на экране вы увидите имена победителей, выбранных методом случайного отбора, – поведал он.
Среди нас тоже (кто бы сомневался!) оказался один из «счастливчиков» – мужчина средних лет в рабочей спецовке. Победителя лотереи, обнимающего коробки с подарками, сразу куда-то увели, и больше мы его не видели. Скорее всего, это был подсадной – человек, играющий свою роль в многократно отрепетированном спектакле.
«НЕТ ДЕНЕГ? БЕРИТЕ КРЕДИТ»
Тем временем один выступающий сменял другого, убедительные речи лились беспрерывно, да так, что времени на раздумья у присутствующих абсолютно не было, не говоря уже о том, чтобы просто заглянуть в интернет, «пробить» цены и т. д.
В целом всё представление крутилось вокруг тех самых массажных «чудо»-накидок с нефритовыми камнями стоимостью 948 200 тенге за экземпляр. При этом каждого из присутствующих поочередно приглашали в массажные кресла, дабы испытать действие на себе (мой черед тоже был).
...Презентация шла уже третий час. За это время ведущие сумели привести аудиторию к состоянию, в котором люди теряют способность критически мыслить. Таким вот образом легче всего охмурить именно семейные пары – вот почему организаторы таких мероприятий настойчиво просят приводить с собой вторую половинку. А в конечном итоге каждый из присутствующих согласился приобрести эту массажную «чудо»-накидку. Тем более, что щедрые продавцы пообещали скидочку до 700 тысяч с «хвостиком», а в придачу в качестве подарков – упомянутые ионизаторы, ручные массажеры и постельные принадлежности.
Всех покупателей по отдельности развели за отдельные столы заполнять и подписывать какие-то бумаги.
– Нет денег? Безработный? Удостоверение не захватили? Ничего страшного. А «каспий» на телефоне есть? Вот и отлично! – обрадовался один из «клерков», уводя меня под ручку к отдельному столику. – Сейчас поможем оформить кредит. Это же минутное дело! А пока не забудьте написать на листочке 20 номеров своих друзей, мы их обязательно пригласим на ближайшие презентации...
...Обрабатывали меня долго и упорно. Часам к восьми мое терпение лопнуло, и я выразил отказ уже в более жесткой форме. К тому времени зал опустел, все обладатели массажных накидок и банковских кредитов уже разошлись.
Возле ресторана присел на лавочку перекурить, и тут из дверей заведения показался знакомый мне уже «клерк». Ему-то я и решил раскрыть свое инкогнито.
– А почему вы сразу не сказали, что журналист? Все вопросы к нашему юристу! – отрезал он.
– Подождите. Пишут, что такие презентации – обман. Якобы вы продаете товар сомнительного качества по ценам в пять раз выше реальной. Как прокомментируете?
Но тот быстрым шагом удалился.
А О ПРОЦЕНТАХ ЗАБЫЛИ!
Дома «всезнающий» интернет вывалил мне ворох аналогичных ионизаторов, накидок и разных массажеров по вполне приемлемым ценам. Сайт компании-дистрибьютора японского оборудования, от имени которого шла презентация, показался подозрительным: нет ни адреса, ни телефонов, а только фото товаров. На мои вопросы, оставленные в «окошечке» для сообщений, никто не ответил.
А когда я обнаружил «чудо»-вибромассажные накидки на популярных интернет-барахолках, то не удивился. Люди пытаются избавиться от ненужных вещей и побыстрее закрыть кредит, причем не только в Атырау. Я набрал несколько указанных в объявлениях номеров.
– У нас они были со своей презентацией в мае этого года. С моего номера помогли оформить кредит на 720 тысяч тенге. Осознание сделанной ошибки нам с женой пришло дома. Мы совершенно забыли про проценты. Ведь возвращать банку теперь надо свыше миллиона! – рассказывает житель города Талгар. – Я пытался всё вернуть и забрать свои деньги. Представитель компании обещал помочь, но только вышло хуже. Дело в том, что мы успели продать ионизатор, а он потребовал вернуть всё – и покупку, и подарки, будь они неладны. Когда же мы купили новый ионизатор, этот представитель перестал отвечать на звонки. Вот так мы сходили на открытие «медицинского центра».
А вот уже «свидетельские показания» из Атырау. Жителя микрорайона Авангард обработали наши «клерки» на презентации, состоявшейся 1-го сентября в одной из гостиниц в центре города:
– Меня будто загипнотизировали. Сам не понял, зачем это купил. А теперь не знаю, как банку деньги отдавать. Хотел вернуть покупку, но на звонки они не отвечают.
МОШЕННИЧЕСТВО ИЛИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ МАРКЕТИНГ?
«Ну и что во всей этой истории плохого? В чем тут криминал? – может воскликнуть скептически настроенный читатель. – Ребята просто хорошо умеют убеждать и рекламировать свой товар. Ведь насильно лезть в кредитную кабалу никто никого не заставляет».
Действительно, по словам адвоката Жанаргуль СУНДЕТКАЛИЕВОЙ, утверждать однозначно о наличии в действиях продавцов признаков мошенничества или иного уголовного правонарушения нельзя. И если обратиться в полицию, то правоохранители, скорее всего, порекомендуют идти в суд, поскольку здесь имеют место гражданско-правовые отношения.
– Поэтому я считаю, что, изучив опыт других стран, в отечественный Уголовный кодекс необходимо добавить новые нормы, исключающие возможность уйти от ответственности в подобного рода случаях, – считает адвокат.
– Цель любого бизнеса – максимальное извлечение прибыли. Поэтому надо осознавать, что эти разъезжающие по всему Казахстану продавцы имеют хороший доход. За предложенную даже со скидкой вещь вы все равно переплачиваете. Переплачиваете настолько, что им хватает окупить расходы на все подарки, а также аренду дорогих помещений, проезд, проживание и питание целой команды, – говорит директор ОО «Потребительский альянс “Запад”» Тамара БАЙЛАУОВА. – Понятно, что человеку на месте просто не дают опомниться, но граждан должны хотя бы настораживать такие моменты, как просьба захватить удостоверение личности, необходимость купить предлагаемую вещь немедленно, спешка, не дающая возможности подумать, сравнить и посоветоваться с родными.
По факту можно вернуть товар продавцу в 14-дневный срок в соответствии с нормами Закона «О защите прав потребителей». Но более подробно можно об этом говорить, изучив, какие именно бумаги подписывали участники презентации и какие брали кредиты».
Лев ГУЗИКОВ
Фото автора
P. S. На память у меня остались подарки: китайский видеорегистратор (цена ему в интернете 5000 тг) + bon-карта (скидка) на проживание в одном из алматинских отелей. В гостиничном «ресепшн», куда я позвонил, заверили, что скидка действующая. А вот другим теперь придется несколько лет «раскидывать» миллионный кредит. Не исключено, конечно, что приобретенные втридорога приборы действительно пойдут кому-то на пользу. Но все же не забывайте бессмертный афоризм Козьмы Пруткова – «Бди!».