Атырау, 25 ноября 22:29
 ясноВ Атырау -2
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Если ты сам себе бухгалтер

6 202 просмотра

Атырауский предприниматель выиграл дело против услугодателя и сделал это с помощью юриста из Центра развития предпринимательства.

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Центр развития предпринимательства, который оказывает консультативные услуги представителям малого бизнеса, был открыт в июле. За это время к специалистам Международной профессиональной академии “Туран-Профи” и ТОО “Салык Консалтинг А” поступило более 400 заявок на консультацию.

– Мы работаем в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020», – говорит координатор Центра Марта ХАЙДАРОВА. – Помогаем небольшим ТОО, ИП, работающим в  агропромышленном комплексе, в сфере производства продуктов питания, легкой промышленности (производство одежды, изделий из металла и дерева), ремонта и установки машин и оборудования, СТО, транспорта и складирования, гостиничного бизнеса, небольших медицинских центров, врачебных кабинетов, образовательных курсов. Одним словом, всех предприятий, на которых работают до 50 работников и чей годовой доход не превышает 62 млн тенге, за исключением предприятий торговли.

Каждый понедельник и вторник предпринимателей консультирует юрист, причем специалист не только предоставляет предпринимателю информацию, но и может участвовать в сопровождении его дела в судах. Кроме того, по вторникам бизнесмены имеют возможность задать вопросы сотрудникам таможни. По средам в центре работает представитель Центра качества Слухия КУАНОВА, в её компетенцию входит разъяснение вопросов по системе качества менеджмента, а по четвергам – специалист по маркетинг-планированию, бизнес-консультант Олег ЯНУШКО (на снимке). Консультации и практическую помощь в вопросах IT-технологий от Данияра АСАНА можно получить по пятницам. В этот же день на вопросы по бухгалтерскому учёту и налоговой отчётности отвечает Сагима УМБЕТКАЛИЕВА.

Координатором центра является Союз предпринимателей и работодателей области. Его сотрудники также готовы в любое время оказать консультативные услуги предпринимателям.

– Каждый специалист организует и проводит мастер-классы, о которых мы заранее оповещаем предпринимателей. Ежемесячно по заявке сельских предпринимателей наши консультанты объезжают районы области. Активнее всего бизнесмены в Доссоре, Кульсары, Махамбете, Аккистау, Ганюшкино. На селе своя специфика и свои вопросы, крестьянские хозяйства интересует получение лицензии и разрешительных документов на расширение бизнеса, – рассказывает Марта Хайдарова

ЕСЛИ ТЫ САМ СЕБЕ БУХГАЛТЕР

Сагима Умбеткалиева помогает бизнесменам вести и восстанавливать бухгалтерский учёт, составлять и готовить к сдаче налоговую отчетность. С начала работы Центра к ней обратились более 90 индивидуальных предпринимателей и руководителей мелких ТОО. Многие из них не имеют возможности держать в штате постоянного бухгалтера и нанимают его для сдачи очередной отчётности. Бухгалтеры меняются, кто-то допускает ошибки, другие не доводят до конца начатый отчёт, найти потом виноватого невозможно, а все шишки, естественно, валятся на голову предпринимателя. Помучившись так, они решают: лучше самому научиться работать с бухгалтерскими документами, так надёжнее и дешевле. И в центре их обучают этому.

Обращаются за консультацией и крестьянские хозяйства. Они сдают отчётность раз в год, поэтому думают, что налоги нужно оплачивать с той же периодичностью. Сагима Умбеткалиева разъясняет, что  хозяйства должны оплачивать налоги два раза в год: до 10 ноября за 9 месяцев и в апреле – за последний квартал.

ИП: ПЛАТИ ЖЕНЕ, БРАТУ И СЕБЯ НЕ ЗАБУДЬ

Но больше всего вопросов поступает к юристу Валентине КЛИМЕНКО.В основном обращаются ИП, в которых работает от 1 до 6 человек. Типичные ошибки, которые они допускают – это отсутствие трудового договора, непредоставление отпусков своим сотрудникам и даже… невыплата заработной платы.

– В небольшом ИП работает семья: муж, жена, братья. Так вот хозяин наивно полагает, что не должен заключать с ними договоры, так как они все его родственники. Некоторые руководители – учредители и директора в одном лице – не начисляют  зарплату себе. По их логике, если он работает на себя, то платить за это не нужно. Я им объясняю, что трудовой договор необходим в любом случае, и разрабатываю образцы документа. Распространено мнение, что если у работника нет трудового договора, то и доказать сам факт того, что он трудился на предприятии, невозможно. Это неправда. Фактический выход человека на работу уже означает начало трудовых отношений, и доказать, что он трудился на предприятии, можно на основе свидетельских показаний. Начислять зарплату себе тоже необходимо – ведь с этих денег взимаются обязательные пенсионные и социальные отчисления, – говорит Валентина Клименко. – У СТО и некоторых других организаций со скользящим графиком своя проблема:  хозяева считают, что раз работник и так трудится через день или даже через три, то в ежегодном отпуске он не нуждается. Частенько работодатели берут на работу молодых специалистов с испытательным сроком, хотя по закону для лиц, окончивших учебные заведения и впервые устраивающихся по специальности, испытательный срок не устанавливается. И все эти ошибки мелкие производства допускают именно в силу незнания законов и отсутствия в штате грамотного юриста.

Не имея собственных средств, руководители малого бизнеса вынуждены брать кредиты, зачастую на кабальных условиях, и потом недоумевают, как получается, что, оплатив половину взятой суммы, отдав за долги залог, они всё равно остаются должны банку. 

– Договоры составляются таким мудреным языком, что даже мне, юристу со стажем, не сразу ясен их смысл. Классика жанра – все самые «скользкие места» печатаются мелким шрифтом. Предприниматель, которому позарез нужны средства, зажмурив глаза, бросается как в омут с головой, как потом оказывается, в долговую яму. На изучение договора клиенту даётся три дня: не торопитесь, внимательно прочтите его, а ещё лучше проконсультируйтесь со специалистом, – советует юрист.

Очень часто мелкие предприниматели вынуждены брать в аренду помещения, автомобили и оборудование, что тоже порождает много вопросов: какие документы должны предоставлять стороны, кто будет нести ответственность в случае ДТП с участием арендованной машины, на какой срок заключается договор и др.

ПОБЕДИТЬ МОНОПОЛИСТА МОЖНО

Рассказала Валентина Клименко о том, как однажды им удалось выиграть процесс против услугодателя.

– Первоначально предприниматель пришёл совсем по другому вопросу, но, разговорившись, рассказал и об этой проблеме. Несколько лет подряд он по инициативе «Спецавтобазы» заключает с ней договоры на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). И вот в один из дней услугодатель решает предъявить претензию, что уже три года он вывозит больший объём мусора, чем указано в договоре, и требует заплатить за дополнительный объём работы более 67 млн тенге. После переговоров эта сумма была снижена до 25 млн, и «Спецавтобаза» подала иск в суд, требуя возместить ей эти деньги. В отзыве на исковое заявление услугодателя мы выразили свое отношение к спору: если все эти годы предприятие выполняло повышенный объём работы, то почему не пересмотрело условия договора, ведь ежегодно он заключался именно по их инициативе? Сотрудники предприятия разрабатывали условия договора, рассчитывали стоимость вывоза определенного количества мусора и т. д. Как они могут доказать, что вывозили больше мусора, чем следовало? Суд решил, что в данном случае претензии услугодателя необоснованные, – говорит Валентина Клименко.

Решение ещё не вступило в законную силу, и у «Спецавтобазы» есть время его обжаловать. Впрочем, по словам г-жи Клименко, данный пример судебного разбирательства не совсем типичный, так как вопреки расхожему мнению, что предприниматель готов драться за каждую копейку, наши бизнесмены неохотно судятся с услугодателями, особенно не любят связываться с монополистами.

Судебные споры в городе чаще связаны с земельным вопросом – один и тот же участок могут ошибочно выдать сразу нескольким предпринимателям, или складывается ситуация, когда неиспользуемый одним бизнесменом участок отдается другому без полного соблюдения всех необходимых процедур.

Но после удачного опыта предприниматели поняли, что решать вопросы через суд не так сложно, как им казалось раньше, и готовы последовать примеру своего коллеги.

МАРКЕТИНГ: ИЩИ СВОИ ОШИБКИ

– Не только на селе, но и в городе предприниматели не совсем понимают, в чём заключаются проблемы их маркетинговой политики. Более того, маркетинговая политика в их деле отсутствует как таковая. Меры, которые мы предлагаем предпринимателям, не требуют никаких дополнительных вложений и усилий. Нужно просто спрашивать клиентов,  что им понравилось в обслуживании, что не понравилось и какие у них предложения по улучшению сервиса, и перестраивать свою работу в соответствии с пожеланием клиента. Зачастую этого вполне достаточно, – уверен бизнес-консультант Олег Янушко. – К примеру, ко мне обращается руководитель небольшого предприятия по производству мебели. Он мечтает о расширении клиентской базы, но клиентов не становится больше, скорее, наоборот. Из 50 обратившихся в фирму клиентов заказы делают лишь человек 10. Выясняется, что клиенты постоянно недовольны обслуживанием: сроки выполнения заказов затягиваются, мебель оказывается не тех размеров, которые требуются или не того цвета, всё приходится переделывать. После мониторинга работы менеджеров и специалистов по замеру выяснилось, что они допускают одну и ту же ошибку – не учитывают определенный коэффициент, поправку на угол при записи размеров мебели. После устранения ошибки дела пошли намного лучше. Но ведь сначала нужно было найти причину.

В этом и заключается залог успеха предпринимателя – в постоянном поиске и работе над собой. В Центре им готовы в этом помочь, причем абсолютно бесплатно.

Адрес Центра: ул. Смагулова, 56, телефон: 25-46-07.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

17 ноября 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.