Атырау, 9 мая 17:47
 ясноВ Атырау +11
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

История террора: Как монголы и мамлюки уничтожили ассасинов

25 568 просмотров

Ассасины – члены тайной религиозной шиитской секты исмаилитов. Это были не знавшие ни сомнения, ни жалости жестокие убийцы. Тайная организация с жесткой внутренней иерархией и дисциплиной, фанатичной преданностью своим лидерам, в результате террористической деятельности и окутывавшей ее атмосферы секретности приобрела влияние, совершенно не соответствовавшее ее численности. На протяжении почти трех веков эта секта фанатиков-самоубийц терроризировала практически весь раннесредневековый мир, наводя на него мистический ужас.

Создатель секты ассасинов и основатель исмаилитского-низаритского государства в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана – шейх Хасан I ибн-Саббах (1051-1124).

В качестве резиденции им была выбрана неприступная крепость, возведенная на высокой скале Аламут (Гнездо орла), скрытой среди горных хребтов на берегу Каспийского моря. Позже исмаилиты также захватили ряд крепостей в горах Курдистана, Фарса, Ливана и Сирии.

К середине 90-х годов XI века Аламутская крепость была лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкоспециализированного профиля. Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи. Хасан ибн-Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершающей стадии отбора допускали максимум пять-десять человек.

Юношей, желавших вступить в орден, держали перед закрытыми воротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их не кормили, держали на холодном каменном полу, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, и они ждали, когда их пригласят войти в дом. Ученики, прошедшие первую степень посвящения, всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно их желание вступить в ряды посвященных ассасинов. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались в дом Великого Магистра. Их кормили, отмывали, переодевали в добротную, теплую одежду... Теперь их жизнь всецело принадлежала Старцу горы, как называл себя Великий Магистр шейх Хасан I ибн-Саббах. Он придумал довольно простую, но чрезвычайно эффективную методику подготовки так называемых фидаинов. Старец горы объявил свой дом “храмом первой ступени на пути в рай”. Молодого человека приглашали в дом Хасана ибн-Саббаха и одурманивали гашишем. Затем, погруженного в глубокий наркотический сон, будущего фидаина переносили в искусственно созданный “райский сад”, где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Обволакивая растерянного юношу похотливыми ласками, прекрасные девы выдавали себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему ассасину-смертнику, что он сможет сюда вернуться, только если погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он в очередной раз засыпал, переносили обратно в дом Старца горы – шейха Хасана ибн-Саббаха. Проснувшись, молодой человек искренне верил в то, что побывал в раю. Отныне, с первого мига пробуждения этот реальный мир терял для него какую-либо ценность. Стоит заметить, что речь идет об XI столетии, нравы которого были настолько суровые, что за прелюбодеяние могли просто-напросто забить камнями. А для многих нищих молодых людей, в виду невозможности заплатить калым за невесту, женщины были просто недосягаемой роскошью. Таким образом, ассасины не только не боялись смерти, но страстно ее желали, ассоциируя ее с вратами рая. Вообще, Хасан ибн-Саббах был “великим мастером” фальсификации. Иногда он использовал не менее эффективный прием убеждения или, как сейчас говорят, “промывания мозгов”.

В одном из залов Аламутской крепости, над скрытой ямой в каменном полу было установлено большое медное блюдо с аккуратно вырезанной по центру окружностью. По велению Хасана один из его ассасинов прятался в яме, просовывая голову через вырезанное в блюде отверстие, так что со стороны казалось, благодаря искусному гриму, будто она отсечена. В зал приглашали молодых людей и демонстрировали им “отсеченную голову”. Неожиданно из темноты появлялся сам Хасан ибн-Саббах и начинал совершать над “отсеченной головой” магические жесты и произносить на непонятном языке таинственные заклинания. Неожиданно “мертвая голова” открывала глаза и начинала говорить. Хасан и остальные присутствующие задавали вопросы касательно рая, на которые “отсеченная голова” давала более чем оптимистические исчерпывающие ответы. После того, как приглашенные покидали зал, помощнику Хасана действительно отрубали голову, и на следующий день выставляли ее напоказ перед вратами Аламута.

Кроме “идеологической подготовки” ассасины очень много времени проводили в каждодневных изнурительных тренировках. Будущий ассасин-смертник был обязан прекрасно владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и сражаться голыми руками. Он должен был превосходно разбираться в различных ядах.

Курсантов школы убийц заставляли по много часов и в зной, и в лютую стужу сидеть на корточках или неподвижно стоять, прижавшись спиной к крепостной стене, чтобы выработать у будущего “носителя возмездия” терпение и силу воли. Каждого ассасина-смертника готовили для работы в строго определенном регионе. В программу его обучения входило также изучение языка того государства, в котором его могли задействовать. Немалое внимание уделялось и актерскому мастерству. Талант перевоплощения у ассасинов ценился не меньше, чем боевые навыки. При желании ассасины могли измениться до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую труппу, монахов средневекового христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных дружинников, ассасины пробирались в самое логово врага, для того чтобы убить свою жертву. (Этот же прием широко используют некоторые современные израильские антитеррористические спецподразделения.)

Многие из европейских правителей платили дань Старцу горы, желая избежать его гнева. Хасан ибн-Саббах рассылал по всему средневековому миру своих убийц, никогда не покидая, впрочем, как и его последователи, своего горного убежища. В Европе предводителей ассасинов в суеверном страхе называли “горными шейхами”, часто даже не подозревая, кто именно сейчас занимает этот пост.

Как-то ассасины долго и безрезультатно охотились за одним из самых могущественных европейских князей. Охрана европейского вельможи была настолько надежной, что все попытки ассасинов приблизиться к жертве неизменно терпели неудачу. Во избежание отравления или иных “коварных восточных ухищрений”, ни один смертный не мог не только подойти к нему, но и приблизиться ко всему, чего могла коснуться его рука. Пища, которую принимал князь, предварительно опробовалась специальным человеком. День и ночь возле него находились вооруженные телохранители. Даже за большие богатства ассасинам не удавалось подкупить кого-либо из охраны.

Тогда Хасан ибн-Саббах предпринял нечто иное. Зная, что европейский вельможа слыл ярым католиком, Старец горы отправил в Европу двух молодых людей, которые по его приказу обратились в христианскую веру, благо, распространенная среди шиитов так называемая практика такыйя позволяла им совершить обряд крещения для достижения священной цели. В глазах всех окружающих они стали “истинными католиками”, соблюдавшими все католические посты. В течение двух лет они каждый день посещали местный католический собор, проводя долгие часы в молитвах, стоя на коленях. Ведя строго канонический образ жизни, молодые люди регулярно отпускали собору щедрые пожертвования. Их дом был круглые сутки открыт для любого страждущего. Ассасины понимали, что единственную узкую брешь в охране вельможи можно найти во время воскресного посещения им местного католического собора. Убедив всех окружающих в своей “истинной христианской добродетели”, новообращенные католики стали чем-то само собой разумеющимся, неотъемлемой частью собора.

Охрана перестала обращать на них должное внимание, чем незамедлительно и воспользовались убийцы. Однажды, во время очередного воскресного служения, одному из ассасинов удалось приблизиться к вельможе и неожиданно нанести несколько ударов кинжалом. К счастью жертвы, охрана молниеносно среагировала, и нанесенные ассасином удары пришлись в руку и плечо, не причинив вельможе серьезных ранений. Однако, второй ассасин, находившийся в противоположном конце зала, воспользовавшись суматохой, подбежал к раненому и нанес смертельный удар отравленным кинжалом в самое сердце.

Организация, созданная Хасаном ибн-Саббахом имела строгое иерархическое построение. В самом низу находились рядовые - “фидаины” - исполнители смертных приговоров. Если кто-то из них умудрялся выжить после нескольких заданий, ему повышали звание, он становился старшим рядовым или “рафиком”. Следующим было звание сержанта или “даи”. Непосредственно через даи передавалась воля Старца горы. Продолжая продвигаться по иерархической лестнице, теоретически можно было подняться и до высшего офицерского звания “дай эль кирбаль”, который подчинялся самому Старцу горы.

В конце XII века тюрки-мамлюки стали вторгаться в сирийские владения ассасинов, но занимавший в то время пост Старца горы шейх Рашид ад-Дин Синан был достаточно умным и сильным политиком, которому удавалось за счет ловкого лавирования между католиками и суннитами поддерживать суверенитет исмаилитского государства ассасинов. В 50-х годах XIII века, после покорения Хорезма, монголы вторглись в районы Западной Персии. Ослабленное государство исмаилитов пало практически без боя. Единственные, кто попытался оказать яростное сопротивление захватчикам, были защитники горной крепости Аламут.

Монголы (чье войско на 90% состояло из тюрков) сутками беспрестанно атаковали горную вершину Аламут, пока по штабелям трупов своих воинов не смогли подняться к стенам горной крепости. Победители сравняли с землей горную крепость Аламут, ставку “горных шейхов”, правителей ассасинов. Позднее, в 1273 году, египетский султан-мамлюк Бейбарс уничтожил последнее убежище ассасинов в горных районах Сирии. Остатки ассасинов были вынуждены уйти в подполье и больше они никого не беспокоили.

Нынешний прямой потомок последнего Старца горы – принц Ага-хан IV в 1957 году принял главенство над исмаилитами. Однако нынешние исмаилиты мало чем напоминают ушедших в небытие грозных ассасинов.

Из интернет-проекта ArtAssassins.narod.ru

10 ноября 2011, 18:39

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz