Амбициозная программа акима области потихоньку набирает обороты. После наделавших немало шума экспериментов с метасеквойей все вернулись к нашим родным карагачам. В городе регулярно стали проводиться осенние субботники по посадке этих приспособленных к нашим условиям деревьев из местного питомника.
Хозяин этого питомника на Чёрной речке Берикбай УМИРОВ, он же директор ТОО «ЭкоСтандартСервис», решил реализовать свою собственную программу озеленения Атырау.
К РАЗДАЧЕ САЖЕНЦЕВ ГОТОВ
По словам Б. Умирова, дети должны уже в детском саду осознать свою ответственность перед природой, научиться заботиться о ней, оберегать её.
– Чтобы не быть голословным, я планирую взять шефство над одной из городских школ в плане озеленения и полива. Всем другим школам города я готов хоть сейчас предоставить бесплатно весь посадочный материал из своего питомника.
В городе нет поливного водопровода, поэтому Умиров предлагает установить ёмкости для воды объёмом не менее 30 кубометров в каждой школе и детском саду и централизованно, по графику заполнять их водой с помощью автоцистерн.
– При желании и должном уходе у нас можно вырастить буквально всё. Яркий пример тому – школа имени Г. Муратбаева, где прекрасно растут даже берёзы. Сейчас эта белоствольная красавица с густой золотой листвой особенно хороша.
Очень сильно Берикбая Умирова беспокоит то, что за его саженцы часто выдают чахлые привозные.
КАРАГАЧИ ПОТЕСНИЛИ МЕТАСЕКВОЙЮ
Сегодня в Атырау адаптированные к местной почве и климатическим условиям тополь бальзамический, вяз мелколистный (тот самый карагач. – С. Т.), ясень, клён, лох и другие виды зелёных насаждений, выращенные в местном питомнике, – нарасхват. 5 тысяч карагачей уже заняли своё место на аэропортовской трассе и на проспекте Бейбарыса. Как поясняет Умиров, «мы должны в спешном порядке наращивать зелёный покров города, пока не запущены мощности предприятий-монстров, и лишь потом думать о декоративной составляющей». Но раз уж зашёл об этом разговор, то с ролью эстетических «загогулин», по мнению Умирова, неплохо справятся наши родные тамарикс (жынгыл), саксаул и жузгун.
– Когда сакура цветёт, вся Япония балдеет от этого. А ведь это всего-навсего дикая вишня. Наш жынгыл не хуже сакуры цветёт, – смеётся Умиров.
Учитывая дефицит зелени в городе, неплохо было бы сохранять хотя бы то, что имеем. Умиров утверждает, что варварский метод обрезки крон, принятый в нашем городе, губителен для деревьев:
– Нельзя допускать кардинальную обрезку центрального ствола. У нас порой вырубают большие деревья, оставляя куцый обрубок высотой всего 2-3 м, мгновенно лишая город миллиона листьев. Данный вид обрезки допустим лишь для изобилующей зелёными насаждениями местности.
Сания ТОЙКЕН
Фото В. Истомина