В 1995 году вдоль центральных улиц Атырау протянули троллейбусные электролинии, но этому проекту так и не суждено было сбыться: в 1999-м его свернули. Хотя уже было потрачено 3 миллиона долларов.
Старшее поколение горожан помнит, что троллейбусное движение у нас, пусть ненадолго, но все же запустили. Было построено 11,8 км контактных линий от Авангарда до Торгового центра и приобретено 4 троллейбуса. Увы, на большее денег не хватило. А для того, чтобы сводить концы с концами, автобусно-троллейбусному парку необходимо было приобрести как минимум 15 троллейбусов только на этот маршрут. Прибыль же стала бы поступать только с увеличением протяженности линий (по проекту – до железнодорожного вокзала и Балыкши) и численности троллейбусов до 50 единиц.
«Оказалось, что ширина дорог и развязки улиц не позволяют троллейбусам безопасно ездить и производить развороты на конечных остановках. Я работал в то время вахтером в Доме радио. Однажды, находясь на вечерней смене, не заметил, что женщина-водитель троллейбуса зашла в наш туалет, находящийся на втором этаже, и запер это крыло. Потом замечаю в окно, что троллейбус на остановке напротив нашей конторы почему-то долго не отъезжает. Потом, только через минут двадцать, выпустил водителя, когда услышал ее стук в дверь. Как метеор промчалась она мимо меня, когда отпер дверь второго этажа. Потом троллейбусы остановили, срезали питающие медные провода и демонтировали столбы. Последний столб демонтировали в этом году – стоял на пересечении улиц Махамбета и Азаттык, напротив ателье «Роник», – вспоминает один из комментаторов под нашим обзором «От “Компаньона” к “Ак Жайыку”: о чём мы писали в первой половине 90-х».
На самом деле, история с троллейбусами еще старше, чем мы думаем. Вопрос о строительстве троллейбусной линии в Гурьеве поднимался еще при СССР, в конце 80-х годов прошлого века. Но нас опередили актюбинцы, забрав почти все целевые ассигнования из республиканской казны. По мнению тогдашнего начальника отраслевого управления Галины КИМ, если бы строительство велось как полагается, безо всяких отступлений от проекта и при полном соблюдении всех норм, то рентабельность была бы стопроцентной.
Идея пустить по Атырау троллейбусы вновь возникла в начале 90-х, когда еще не было армии перевозчиков на «Газелях». Люди часами стояли на остановках, мерзли на холоде и жарились под солнцем. Чтобы вовремя успеть на работу и учебу, горожанам приходилось прорываться в редкие автобусы с боем. Тогда специально для финансирования «троллейбусного» проекта был введен местный транспортный налог. Собранных средств – около 400 миллионов тенге, огромные по тем временам деньги – по расчетам вполне должно было хватить на не только на завершение первого этапа, но и на строительство линии от Балыкши до Привокзального. Начали строительство линий. Тут сменился аким, на место С. Тугельбаева пришел Р. Чердабаев. Деньги ушли в областную казну, но идея выжила. В сентябре 1997 года с грехом пополам запустили первую линию, на вторую денег уже не хватило – инфляция.
По данным автобусно-троллейбусного парка, финансовые потери с ноября 1997 года по февраль 1999 составили 9,5 млн тенге. А всё троллейбусное хозяйство обошлось области в 225 млн тенге. Горожане надеялись, что новый, весьма энергичный аким области И. Тасмагамбетов сможет вдохнуть жизнь в этот проект – но он к нему отнёсся весьма прохладно. Убытки к тому времени составляли 7,7 млн тенге в год, из них амортизационные отчисления достигали 6,3 млн.
В итоге акимат Атырау принял решение о нецелесообразности эксплуатации троллейбусной линии, ее консервации и последующем демонтаже.
Наша газета тогда подсчитала убытки. Балансовая стоимость троллейбусного комплекса в ценах 1996-1997 гг. оценивалась в 232 млн тенге или по тогдашнему курсу 3,67 млн долларов. Солидная сумма денег, ушедших в никуда. Но она сейчас имеет бледный вид перед гигантскими «прожектами», последовавшими позднее. Чего стоят (в прямом и переносном смысле) такие истории, как Ерик Мостовой, фармзавод, концертный зал и банный комплекс, высадка метасеквойи на аэропортовской трассе. Богата фантазия наша чиновников, и размах есть, вот только не хватает трезвого расчета и жесткого контроля средств. Если только за всем этим не стоит элементарный «распил» бюджета. И в это как-то верится больше.
Зульфия ИСКАЛИЕВА