Об этом стало известно в ходе медиа-тура с участием казахстанских и иностранных журналистов по объектам Северо-Каспийского проекта.
В частности, было заявлено, что переработка высокосернистого газа, а также безопасное и эффективное управление серой очень важны, особенно на Этапе I. На последующих этапах большую часть газа планируется закачивать обратно в пласт. Очистка высокосернистого газа на этапе I будет осуществляться на заводе «Болашак», который способен перерабатывать в среднем 1,1 млн. тонн серы в год.
Умберто КАРРАРА, управляющий директор «Аджип ККО» - компании-агента, отвечающей за реализацию Этапа I- заявил, что сера является для консорциума товаром, а не отходом. Всю производимую серу консорциум планирует отправлять на экспорт. А реализация будет зависеть от конъюнктуры на мировом рынке.
Для временного хранения серы на территории завода «Болашак» предусмотрены 6 серных карт. По словам менеджера по наземному комплексу «Аджип ККО» Луки МОРИ, в пик нефтедобычи и последующей переработки углеводородного сырья на картах может храниться до 4 млн. тонн серы.
- Мы будем хранить её, руководствуясь новейшими технологиями. Под серой, которая будет поступать с установок в жидком виде, будет располагаться слой геомембраны, который не допустит загрязнения нижних слоев почвы. Сверху сера так же будет покрыта слоем геомембраны и материалом из специально обработанной древесины, которую мы импортируем из России. Но и это еще не всё. По самому верху сера будет накрыта ещё и мешками с песком.
По-иному, чем «Тенгизшевройл», на Карабатане намерены подойти и к дроблению серы перед отправкой на экспорт.
- Мы не будем её размельчать, как на Тенгизе, чтобы избежать образования пыли, - сказал Умберта Каррара. - Перед сбытом сера путем нагревания вновь будет переведена в жидкое состояние, после чего её преобразуют в твердые гранулы.
Он также сообщил, за транспортировку произведенной сырой нефти и нефтепродуктов отвечают семь участников Консорциума. Специально для этого в 2010 году ими была создана Северо-Каспийская Компания по управлению транспортировкой (NCTMCo). Серу планируют отправлять на экспорт железной дорогой через специальное погрузочное сооружение в Западном Ескене.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА