Британский коронер пришел к выводу, что Айсултан Назарбаев, внук бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, умер естественной смертью в прошлом году в результате кокаиновой зависимости. Эти выводы были представлены 24 марта.
Выводы коронера, как ожидалось, развеют настойчивые подозрения об обстоятельствах кончины Назарбаева, которого нашли без сознания в лондонском парке 16 августа 2020 года, сообщает “Радио Азаттык”..
29-летний Айсултан несколько лет боролся с наркозависимостью. В последние месяцы жизни он выступил с несколькими публичными обвинениями в адрес членов своей семьи в коррупции, и это вызвало подозрения, что его смерть могла быть следствием закулисной игры.
Но в ходе расследования старший коронер Фиона Уилкокс согласилась с показаниями свидетелей, инспекторов полиции и психиатра, которые описали обстоятельства как не вызывающие подозрений и связанные с наркотиками.
«Я считаю, что Айсултан умер естественной смертью; он умер в результате пристрастия к кокаину, — сказала Уилкокс по завершении слушания. — Подозрительные обстоятельства этой смерти исключены».
Расследование показало, что на момент смерти концентрация кокаина в крови Назарбаева была чрезвычайно высокой.
Айсултан Назарбаев — второй сын Дариги Назарбаевой, старшей дочери бывшего президента Казахстана, рожденный в браке с Рахатом Алиевым. Бывший зять Назарбаева Алиев был найден мертвым в австрийской тюрьме в 2015 году, где ожидал суда по обвинению в похищении топ-менеджеров банка, который он контролировал. Власти Австрии назвали причиной смерти суицид, однако нанятые второй женой Алиева адвокаты полагают, что он был убит.
Айсултан говорил, что после смерти отца пристрастился к наркотикам. Его публичные заявления с критикой в адрес властей и своих влиятельных родственников официальные лица в Нур-Султане связывали с наркозависимостью.
Айсултан Назарбаев, в частности, рассказывал в Facebook'е о масштабной коррупции с участием членов семьи экс-президента, которая обходится казахстанскому народу «в миллиарды долларов», и выдвигал обвинения в адрес своих родных. Он утверждал, что у него есть доказательства серых схем продажи казахстанского газа, рассказывал журналистам о некой магии и колдовстве, к которым, по его утверждению, прибегает его мать. Он писал , что его мать «всегда держала деда на крюке из-за того, что я его сын».
Даурен Абаев, бывший тогда министром информации Казахстана, назвал выпады Айсултана «фантазиями» наркозависимого.
В октябре 2019 года британский суд приговорил внука Назарбаева к условному сроку, признав виновным в нападении на лондонского констебля, и обязал пройти курс лечения от наркозависимости. Судя по материалам дела, в июне он проник в чужую квартиру в центре британской столицы, постирал там свои вещи и попытался ворваться в соседнюю квартиру. Он оказал сопротивление прибывшим на место полицейским, сильно укусив одного офицера за руку.
В феврале 2020 года Айсултан заявил, что просит убежища в Великобритании. Инспектор полиции Крис Эверетт, выступавший на слушаниях 24 марта, сказал, что у Айсултана на момент смерти был дипломатический паспорт с деловой визой, какие-либо документы о подаче прошения о политическом убежище отсутствовали.
Дарига Назарбаева, бывший спикер сената парламента, а сейчас член мажилиса, после смерти сына призвала общественность «проявить понимание и уважительное отношение к нашей невосполнимой утрате».
В январе этого года в документальном фильме «Штрихи к портрету. Личное», показанном в эфире государственного канала, Назарбаев сказал: «Мы потеряли одного внука, который был очень похож на меня. Очень сожалею об этом внуке, который так рано ушел. Можно было бы его никуда не отправлять, но удержать его невозможно было, он уже был раб этого дела, не мог остановиться».
При жизни Айсултана Назарбаевы не комментировали его заявления.