Стратегические магистральные газопроводы «Средняя Азия – Центр» и «Макат – Северный Кавказ», по которым казахстанское, туркменское и узбекское «голубое топливо» идет в регионы нашей страны и транзитом через Россию в Европу, нуждаются в срочной реконструкции. Не только сам газопровод, но и компрессорная станция в Макатском районе устарела, не соответствует техническим, экологическим и другим стандартам.
Как всем известно, 23 февраля с. г. произошел разрыв на 108-м километре магистрального газопровода "Союз" на территории Российской Федерации. В связи с этим была остановлена подача газа по МГ "Союз" и МГ "Оренбург – Новопсков", которые проходят по территории Республики Казахстан. Соответственно, прекратился транзит российского газа и поставка карачаганакского газа с Оренбургского ГПЗ. Авария могла оставить без газоснабжения, причем в разгар отопительного сезона, крупнейшие Западно-Казахстанскую и Атыраускую области.
Благодаря тому, что в Казахстане выстроена комплексная система всего процесса газотранспортировки, перебоев в подаче голубого топлива удалось избежать. Однако эту инфраструктуру необходимо как можно быстрее менять на современную, требующую очень больших затрат. Износ отечественных газопроводов составляет более 70 процентов, срок их эксплуатации более 50 лет. К примеру, на магистральных газопроводах «Средняя Азия – Центр» и «Макат – Северный Кавказ» компрессорная станция сильно изношена.
Казахстанский участок магистрали «Средняя Азия – Центр» был построен в 1967-1986 годах как часть союзной магистральной газотранспортной системы и до сих пор играет важнейшую роль в отечественной экономике, ведь именно по этой трубе осуществляется транзит значительных объемов среднеазиатского газа, а также транспортируется природный газ – как для внутренних потребителей, так и на экспорт.
По словам первого заместителя директора управления магистрального газопровода Атырау Марата ЕЩАНОВА, компрессорные станции служат управляющим элементом в комплексе сооружений, входящих в магистральный газопровод.
– Из-за изношенности их дальнейшее использование чревато тем, что может произойти разрыв магистрального газопровода. Наш персонал, несмотря на опасность, работает во благо страны, однако это не может продолжаться долго, – опасается Ещанов.
Турбины компрессорной станции уже давно отработали свой ресурс:
– Отказ любого оборудования при транзите газа чреват последствиями: мы не докачаем требуемый объем. Кроме того, не только компрессорная станция, но и сама магистраль уже не соответствует техническим, экологическим и другим промышленным стандартам, – говорит Ещанов.
Здесь без помощи правительства не обойтись, потому что это вопрос энергетической безопасности. Например, из-за устаревших турбин руководство «КазТрансГаза» решило поставить некоторые станции на резерв. Однако если их всё же придется включать, может случиться что угодно – ведь все они устарели.
– Только после модернизация и реконструкции станет возможным применение новых технологий, современных механизмов и оборудования, обеспечивающих максимальную безопасность, надежность и экономичность технологического процесса, – отметил Ещанов.
Стоит сказать, что за период эксплуатации газопроводных систем деньги на ремонт выделялись, однако для полной модернизации этого недостаточно. Последняя модернизация компрессорной станции проводилась собственными средствами 8 лет назад.
– На новых турбокомпрессорных станциях всё иначе – работают американские агрегаты, соответствующие всем современным требованиям, там высока пропускная способность, установлены газодатчики, максимально безопасно, меньше шума. Главное – агрегат запускается в кратчайшие сроки и отвечает всем нормативным требованиям промышленной безопасности, экологическим требованиям, – говорит Ещанов, показывая новую станцию.
Вопрос модернизации ГТС Казахстана имеет стратегическое значение, результатом которой будет не только повышение технических характеристик, минимизация экологических воздействий на окружающую среду, но и главное – обеспечение безопасности населения и обслуживающего персонала.
Поэтому работники газовой отрасли надеются, что правительство РК поддержит программу модернизации газотранспортной системы Казахстана.