Атырау, 28 марта 17:21
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 449.58
€ 486.94
₽ 4.86

Алмас Чукин: Страна живёт не по средствам

13 193 просмотра

Экономист Алмас Чукин, личная страница в Facebook

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! (Льюис Кэррол)

Сегодня можно уже сказать, что будет скорее всего происходить с нашей экономикой в ближайший год-два. И дело не в нашей экономике, а как всегда её судьба зависит от мировой конъюнктуры.

А в мире дела очень даже налаживаются.

- По Ковиду виден свет в конце длинного тоннеля;

- мировая экономика обещает рост, по мнению МВФ на 5.5%;

- идут активные разговоры о том, что мы вступаем в новый цикл высоких цен на сырье и материалы.

Удивляет более всего прогноз по США, которые собираются превысить 6% роста, практически как Китай, но от Китая мы привыкли к цифрам от 6 до 8%. В 2019 году Америка выросла в реальном выражении на 2.3%, в прошлом году было падение на 2.5%. То есть плюс/минус десятые процента она вернулась к уровню конца 2018 года. Поэтому обещаемые на этот год 6 процентов роста это как говорит Алиса "вдвое быстрее", но в реалии это будет означать 2+2+2. По два процента за каждый год – 2019, 2020, 2021. Но, в целом, очень достойно и пусть будет так.

Вообще, чтобы понимать и ощущать цифры, приведу вес 1% ВВП США. На сегодня от ВВП в 21 триллион долларов одна сотая равняется 210 миллиардам. Это на треть больше ВВП Казахстана, а 6% это ВВП России, то есть за эти три года ВВП США прирастёт на размер ВВП РФ.

Почему нам надо радоваться за эти две страны? По простой причине, что мы полностью зависим от экспорта сырья, а эти игроки определяют тренд на мировом рынке.

А что у нас? По ВВП мы ушли назад в прошлом году на 2.6%, что не выглядит так уж плохо. Неплохо прошёл год и для обменного курса тенге к доллару, иначе показатели могли бы значительно хуже. Но поставили текущий рекорд по инфляции в 7.5%. На днях преодолели очередной рубеж, появился на свет 19-миллионный житель страны. Хоть в этой части рост устойчивый.

Однако на этом хорошие и не очень новости заканчиваются. Остальные "старости" не только не изменились в лучшую сторону, но и продолжают накапливать кризисный потенциал. Если распределить старые болячки по степень важности, у меня получается такая картина.

1. Доминирование экспорта сырья не исчезло и даже усилилось. Потребительская экономика жива, но значимого роста дать не может, в силу уменьшения доходов населения.

2. Основой притока иностранных инвестиций был и остаётся нефтяной сектор, а тут ожидается резкий спад, крупные игроки завершают старые проекты и отказываются от новых. Нет инвестиций – нет роста, это очень просто.

3. Бюджет и бюджетный дефицит становится хроническим и достиг опасного уровня. В прошлом году расходы госбюджета составили 16.7 трлн. тенге, а доходы 14.5 трлн. или дефицит 4% от ВВП. Но это на бумаге, в реальности трансферты из Национального фонда и поступления от вывозных пошлин на нефть достигли 50% от общей суммы поступлений. При этом надо учесть ещё и вклад дивидендов от госкомпаний, которые были увеличены в прошлом году.

Ненефтяной дефицит бюджета, вы только вдумайтесь в эту цифру, почти 50% от расходов бюджета. То есть каждый второй потраченный тенге, не был заработан в 2020 году. Мы либо взяли из копилки НФ деньги, поступившие в "тучные годы", либо увеличили долг. Если вдруг представить, что НФ закончится, расходы бюджета придётся уполовинить! Страна живёт не по средствам.

4. Налоговая система как фискальная опора развития государства совершенно неадекватна задачам. Социальная направленность фискальной политики привела к тому, что Казахстан имеет довольно низкие ставки по налогообложению; широчайшую систему льгот и освобождений от налога и среднюю по эффективности дисциплину налогоплательщиков. В развитых странах госбюджет в суммарном виде (от района до страны) составляет 30-40% от ВВП, в странах Скандинавии до 60% денег проходит через бюджет. Уровень в 20% показывает границу стран, которые думают о развитии и в которых развиты перераспределительные процессы.

У РК ВВП прошлого года 70 трлн. тенге и расходы бюджета 17 трлн., по этим цифрам соотношение 24%. Не очень хорошо, но терпимо. Но достигается это совершенно неработающим методом, так как собирается в виде налогов только 8.5 трлн. или 12%.

5. Налоги важны не только как средство пополнения бюджета, но и как экономический инструмент широкого действия. Сегодня одни платят слишком много, а многие не платят ничего. НДС низкий, при этом давление на фонд оплаты труда большое. Разного рода льготы на прирост капитала работают в пользу богатых, и не дают ничего бедным. Магазины платят все налоги, а базары и барахолки не платят. Село, в котором живёт почти 45% населения, не платит почти ничего. Проблем много, и браться за них никому не хочется, но когда-нибудь придётся, потому что жить на незаработанные деньги всю жизнь не получится.

Мне кажется в этом году рост будет неплохим, где-то на 4% должны выйти. Этого, конечно, мало, и с учётом падения прошлого года и прироста населения – в расчёте на душу населения и в тенге, и в долларовом выражении мы продолжим катиться назад. В 2013 году ВВП на душу достиг почти 14,000 долларов, по итогам прошлого ровно 9,000.

Нацбанк объявил об утверждении Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года. Молодцы, конечно. Всё знают и всё просчитали. Но я из этой стратегии понял только одно предложение и с ним согласен.

"Стратегия предусматривает шаги по преодолению данных ограничений и совершенствованию механизмов проведения денежно-кредитной политики для достижения полноценного режима инфляционного таргетирования (full-fledged inflation targeting) к 2030 году".

Как они объясняют, в силу разных причин борьба с инфляцией до сих пор велась в форме "lite", ну как сигареты лайт или кола лайт. А теперь к 30-му году у нас будет "full", ну вроде как Мерс со всеми опциями "полный пакет". По полной будет борьба с инфляцией за стабильность цен. Ну, а это значит, что Нацбанк против "лишних" денег в экономике, против "лёгких" кредитов и прочих ништяков. Всё понятно.

Только непонятно, что за меморандум они подписали с правительством, вроде правительство по-прежнему собирается дать всем субсидии, а кому не хватит субсидий – те получат льготы. Их стратегия вроде больше похожа на накачивание экономики ресурсами?

12 марта 2021, 09:31

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz