Атырау, 26 апреля 10:11
 ясноВ Атырау +28
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Разрушитель легенд

6 460 просмотров

Как и любое историческое или культурное достояние, наше единственное всё – Сарайчик – давно оброс легендами. Каждому, кто побывал в этом комплексе, живо мнится нежная девушка в рассекающей воды Сахарного озера золотой ладье, окруженная прирученными лебедями… Красиво. «Ерунда!» – отрезает без обиняков Лев Леонидович ГАЛКИН (на снимке). Ну что делать – не дипломат. Учёный. Посвятил городищу треть века. Это мы в Сарайчике люди залётные. А у москвича Галкина с этим местом взаимоотношения.

 

ЕСЛИ БЫ КОСТИ МОГЛИ ГОВОРИТЬ

Гамлет был далеко не единственный любитель заглянуть в пустые глазницы бедного Йорика.

– Когда я впервые оказалась на раскопе, мне будто даже послышался гул людских голосов и холодок мурашками спустился до самых пальцев. Вы никогда ничего сверхъестественного не испытывали? Всё же по останкам ходили всю жизнь.

Лев Леонидович в ответ только усмехается: мол, вот курица. Прожжённый, советской закалки атеист верит только в факты. Но я продолжаю:

– И что, вам и ночевать на раскопках уютно?

– Вполне, мог хоть в обнимку с каким-нибудь скелетом спать. Ничего нет, энергии всякие там, души, всё тленно. И кости это всего лишь кости.

 

ПОКА ХОДИТСЯ – НАДО ХОДИТЬ

Он приехал сюда впервые в 1975-м. Потом приезжал практически ежегодно. То сам возглавлял экспедиции, а то работал в составе казахстанских экспедиций – после развала Союза, который называет не иначе как «контрреволюция». Когда он употребил это слово впервые, я рассмеялась. Его это задело: «А что, вы не согласны?» Его бесит, иначе и не скажешь, нынешнее отношение к истории, культуре, к прошлому в целом, приоритет материального и равнодушие к уходящему. Он уже ни во что и никому не верит, только своим глазам. Своим ногам, способным и сегодня донести своего хозяина до его любимой Золотой Орды, и своим рукам, всё ещё уверенно держащим штыковую лопату. Я с первой минуты пыталась угадать его возраст. Пока молчит, ему дашь не больше 70, крепкий такой дед и походка уверенная. Заговорил – и сомнения одолевают: голос молодой, твердый, ну а память… «Мне такая и не снилась», – говорю ему, когда узнаю, сколько ему лет в действительности: 84! В 15 лет он пошел добровольцем на флот, а  университет – МГУ – капитан 1 ранга Галкин закончил в 36. Моряк-археолог. Раз уж заговорили о возрасте, интересуюсь рецептом молодости.

– Я не курил никогда. Думаю, это главное. Но пил хорошо. Ну что вы хотите? Я когда на судно пришел после Школы юнги рейдовым тральщиком, мне налили стакан водки и поставили: мол, посмотрим, какой ты моряк. А мне шестнадцать, и никогда дотоле не пил. Ну хлопнул, куда деваться, до дна. Потом упал, конечно, но не сразу, не сразу! Археологи тоже, к вашему сведению, водку уважают.

– Словом, вы заспиртованный?

– Ну, выходит так. А память тренировку любит. Вообще двигаться надо всегда, во всех смыслах. Вот вы меня раньше спросили: и что это тебе, старик, не сидится в Москве? А что сидеть? Сяду – сразу умру.

 

В ДВУХ ШТЫКАХ ОТ НАС

Ну, главное-то в нашей беседе – Сарайчик. Но особо распространяться по этому поводу он не любит. Не знаю, может, это чисто научные тараканы, но каждое слово буквально приходится вытягивать. Вообще-то он приехал искать издателя для своей книги.

– Там про Сарайчик есть глава. Материал весь собран, необходимо только систематизировать и причесать, думаю, к маю следующего года можно будет обсуждать вопросы финансирования.

– Как выглядел Сарайчик 36 лет назад?

– Так же, как сейчас, только на 50 метров шире.

– То есть Урал съедает до полутора метра в год. Значит, ещё через несколько лет река унесет весь средневековый Сарайджук?

– Зачем же? Там ещё чуть ли не весь город лежит. Городище гораздо шире того обнесенного сеткой пятна. До материка два штыка (два удара штыковой лопатой, примерно 25-50 см. – З. Б.), а глубина культурного слоя от 2 до 4 метров. Но это никому не нужно. То, что открыто, было сделано ещё Маргуланом, мною, ещё кем-то… Но никому же ничего не надо, только деньги.

– По вашим сведениям, эти работы финансируются или нет?

Он начинает возиться, смотрит в стол и отрезает:

– Я не буду вообще ничего говорить на эту тему, а то потом боком выйдет.

Повисает тишина, и я меняю тему.

– Вы ссылаетесь на Маргулана, но практически не упоминаете Самашева, который пришел в Сарайчик после вас и известен более широкому кругу общественности.

– Я не буду комментировать этот вопрос.

– А Маргулан?

– Маргулан – честный археолог, но мы с ним не пересекались, он к тому времени уже умер.

 

ПИРАТЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

– Какая из находок была самой ценной?

– Все ценные, любая.

– Я имею в виду её материальную ценность, с обывательской точки зрения.

– А-а, вы об этом, – буркнул Галкин. – Ну, нашёл одну золотую монету, но не здесь, на Актобе. А в Сарайчике запомнилась больше всего зажигательная бомба на крыше одной из сгоревших мазанок.

– Бомба? В 14-16 веках?! И чем же она была начинена?

– Не знаю, скорее всего, нефтью. Такие глиняные или керамические шары мы находили часто и прежде, но никак не могли разгадать их предназначение, а тут озарило: сгоревшая крыша “подсказала”, и всё встало на свои места. Возможно, именно так и сгорел Сарайчик в 16 веке. Катапульты были известны задолго до последнего поджога Сарайчика, и пираты запросто могли забросать город с берега.

– Пираты? Каспийского моря?

– Да, пираты. Здесь, кстати, хозяйничали не только волжские казаки-ушкуйники, то и дело грабившие прибрежные города, но даже генуэзские пираты, и не только они. Вы можете почитать мою статью об этом в журнале «Вокруг света». Сарайчик часто грабили, молодых забирали в рабство, девушек и женщин брали в плен, не брезговали грабежом могил…

– Но мусульмане не клали в захоронения ценности.

– Тем не менее разрывали – забирали одежду, какие-то украшения...

– И однажды сожгли город дотла…

– Да, в 1583 году.

 

ГОРОД ПОД КЛАДБИЩЕМ

Действительно, в 1998 году «ВС» опубликовал статью «Генуэзские пираты на... Каспии», в которой Лев Леонидович поделился своей версией гибели Сарайчика.

– Как-то трудно поверить в то, что огромный город могла стереть с лица земли шайка бандитов. Сколько в действительности было населения в Сарайчике в период его расцвета?

– Думаю, не больше 50 тысяч человек.

– А я слышала, что гораздо больше... А давайте уже по всем самым популярным мифам и легендам пройдемся. Сахарное озеро, золотая лодка, передовая канализационная система, посуда, выявляющая яд в еде – что правда, а что – народный вымысел? 

– Ну, канализационные трубы-то я видел, а во всем остальном… Скажем так, если я скажу, что где-то в степи закопан золотой вертолет, вы поверите? А чем отличается от этой байки байка про золотую лодку? И сахара столько не было тогда, чтобы озеро сделать сладким. Ерунда всё это. Селадоновая посуда – отдельный разговор, эти изящные чаши цвета морской волны встречались часто, но это просто красивая дорогая посуда для богатых и не более.

– Но откуда-то же растут ноги этих легенд? Неужели это всего лишь воображение, помноженное на восхищение простого народа перед мощью, величием и богатством тех городов?

– Ну, вы сами ответили на свой вопрос.

– А как жил город Сарайджук, его жители?

– Это был ремесленный, торгово-политический центр на караванном маршруте, некоторое время был даже столицей Ногайской орды. Правили им ханы в тесном контакте с мусульманским духовенством суннитского толка. Богатый улусный (областной) центр, обслуживавший большие караваны, следовавшие через него в обоих направлениях. На культуру и искусство Сарайчика оказывал значительное влияние скорее Хорезм, но, впрочем, как и все страны, из которых следовали караваны. Жили здешние люди в достатке – в каждом доме мы находили значительное количество костей животных и осетровых рыб. Процветало ремесло – мы находили много литейных форм, кузни, искусно обрабатывали глину, кость, дерево, ювелирное искусство было на высоте.

– В те времена каждый уважающий себя хан имел свой монетный двор.

– Был такой и в Сарайчике. Как правило, новые монеты, как и керамические изделия, выпускали к наступлению нового года (Наурыз), на них изображали символы того животного, чей год, согласно 12-летнему циклу, наступал. Я зацепил его немного, там даже заготовки ещё находили для отливки монет, но его уже практически смыло.

– Кто были сарайчикцы по национальному составу и на каком языке говорили?

– На тюркском. Это даже не народности были, а родовые группы, практически те же, на которые и сегодня делятся казахи: ногайцы, кипчаки…

– То есть это наши этнические прародители?

– Да, без сомнения.

– Какова общая площадь городища, открытого, точней, отрытого вами?

– Да немного. Всего я провёл три раскопа, метров по 8 на 4 каждый, фактически площадь одного дома. Дома были глиняные, одноэтажные, с мазанной глиной соломенной плоской крышей.

– Такие, кажется, были в наших аулах вплоть до 70-ых… Мы называли их мазанками.

– Да, те самые.

– А почему на городище так много человеческих останков? Глядя на некоторые из них, складывается впечатление, что сарайчикцы хоронили своих покойников чуть ли не внутри своих домов. Или это пираты поубивали за одну ночь столько, что их и хоронить уже было некому?

– Неверно ни то, ни другое. Сарайчикцы хоронили своих покойников по всем канонам ислама. Просто когда город умер, молва приписала этому месту некую святость, связанную с тем, что на его территории были захоронены в свое время много ханов и аулие. Без сомнения, здесь действительно захоронены и святые, и ханы, поэтому каждый мусульманин почитал за честь похоронить своего почившего родственника именно здесь. Таким образом это фактически кладбище, стоящее на городе. 

– Вы скептически настроены ко всем описателям Сарайчика, кроме своих глаз и ушей. Какие ссылки, кроме указанных, вы считаете достойными доверия? Марко Поло, Ибн Батута…

– Не припомню сейчас упоминаний Сарайчика у Марко Поло, кажется, они не совпали по времени. Но у Ибн Батута – без сомнения самые правдивые сведения. Больше, честно говоря, никого и не припомню.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото В. Истомина

29 сентября 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz