Председатель госагентства Казахстана по делам религий Кайрат Лама Шариф в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал об особенностях законопроекта "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", а также высказал свою точку о ключевых проблемах, связанных с религиозной ситуацией в Казахстане.
- Кайрат Каирбекович, начнем, пожалуй, нашу беседу с оценки нынешней религиозной ситуации в Казахстане?
- На сегодняшний день религиозная ситуация в Казахстане стабильная. В то же время стоит отметить заметное влияние религии на современное казахстанское общество. Тому свидетельством служит увеличивающее число религиозных объединений, активное строительство культовых сооружений. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 4551 религиозное объединение (для сравнения: в 1990 году их было всего 670). Религия большинством жителей Казахстана рассматривается как элемент этнической культуры и национальных традиций. Расширяются сферы влияния традиционных религиозных институтов, возрастает восприимчивость населения к религиозному воздействию, усиливаются социальные функций религиозных объединений, увеличивается роль религиозного образования, активизируется деятельность религиозных миссионеров.
Все эти факторы, несомненно, свидетельствуют об увеличении влияния религии в современном обществе. В нашем государстве живут представители различных конфессий, среди которых мусульмане, православные, католики, протестанты, буддисты и иудеи. Логика подобной тождественности такова, что межнациональные и межконфессиональные отношения неразрывны между собой.
- Новый законопроект "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" вызвал бурную реакцию в обществе, в частности, по поводу запрета молельных комнат и чтения намаза в госучреждениях, организациях здравоохранения и образования. Обоснуйте позицию агентства по этому вопросу.
- Речь идет о 7-статье законопроекта. Наше агентство изначально отстаивает позицию, что нельзя политизировать религиозную ситуацию в Казахстане.
Ислам, как известно, держится на пяти столпах. Это вера (иман), чтение намаза, соблюдение поста, зякят (милостыня), для тех, кто имеет на то возможность, - совершение хаджа.
Теперь в отношении намаза. Как нам всем известно, намаз совершается в день пятикратно - рано утром, в обед, после обеда, вечером и ночью. Таким образом, когда мы говорим о молитве в госучреждениях, разговор идет только об одной молитве - послеполуденной - "аср". Четыре молитвы, среди которых "фаджр" (утренний), "зухр" (дневной), "магриб" (вечерний) и "иша" (ночной) чиновник точно может совершать в мечети или дома, внеурочное время. Ислам - универсальная религия, и нам, суннитам ханафитского мазхаба, разрешено послеполуденную молитву "аср" присоединить к дневной "зухр" или вечерней молитве "магриб". Таким образом, время проведения послеполуденной молитвы "аср" не нарушает каноны ислама.
Депутаты, в частности, Бекболат Тлеухан говорят о молитве в служебных кабинетах. Но, к сожалению, не все служащие госучреждений имеют собственный кабинет, многие сидят в кабинете по пять-шесть человек. И здесь могут находиться люди разных верований, а также атеисты. Поэтому здесь нужно соблюдать права всех граждан вне зависимости от вероисповедания. Мы не даем какой бы то ни было религии статус государственной или обязательной, не говоря уже о том, что Казахстан - светское государство, это очень важно.
Возвращаемся к ситуации с кабинетами. Если в этом помещении пять-шесть человек сидит, то верующий должен совершить намаз в тесном кабинете. При этом он должен ориентироваться в сторону Каабы. Если сторона Каабы находится в стороне стола шефа, то можно подумать, что он молится не Аллаху, а своему боссу.
Чтение намаза состоит из двух частей - это омовение, а потом - молитва. Чистота тела и чистота души - это и есть чистота перед Богом. Перед молитвой нужно совершать омовение. Это означает, что госслужащий должен спуститься в туалет, где умывальник не приспособлен для мытья ног. Как в таком случае он сможет совершить ритуальное омовение?
Таких доводов у нас очень много. Поэтому депутаты, выслушав наши аргументы, пришли к единому мнению - не допускать молитвы в госучреждениях. Тем самым, сохраняется светскость государства. При этом сразу оговорюсь, мы не намерены наказывать, штрафовать верующих госчиновников за совершение молитвы. И потом - молиться правильней в мечетях. Молельные комнаты - это для ленивых чиновников.
- Религиозные объединения Казахстана после принятия нового закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" должны будут пройти перерегистрацию. Как это будет происходить на практике и какие критерии будут предъявляться религиозным объединениям?
- Государственная регистрация религиозных объединений и учетная регистрация филиалов, представительств, как и перерегистрация, отказ в регистрации осуществляются в порядке и сроки, предусмотренные законами Республики Казахстан. При этом срок государственной регистрации, перерегистрации прерывается для проведения религиоведческой экспертизы и проверки списка граждан-инициаторов религиозного объединения на предмет соответствия требованиям настоящего закона. Согласно новому законопроекту, при создании религиозных объединений должно быть уделено внимание таким признакам, как единое вероучение, совершение религиозных обрядов, церемоний и проповедей, религиозное воспитание своих последователей, а также немаловажной является духовная направленность деятельности. Государственная регистрация религиозных объединений осуществляется министерством юстиции и его территориальными органами. После принятия законопроекта "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" религиозные объединения Казахстана обязаны в течение одного года со дня введения в действие настоящего закона внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в соответствии с требованиями настоящего закона.
- Почему, на Ваш взгляд, именно запад Казахстана стал средоточением религиозного экстремизма в Казахстане? Какие были предпосылки к появлению данного "феномена": религиозная неграмотность, социальная несправедливость или что-то еще?
- События, произошедшие в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях заслуживают пристального внимания со стороны общественности. Но порой, как показывает череда обсуждений последних событий, к ним применяется не совсем правильная интерпретация. В свою очередь, я считаю, что будет неправильным и несправедливым навешивать на эти области ярлык религиозной безграмотности и социальной незащищенности. Но в то же время нельзя утверждать и того, что последние события в этих регионах не имели религиозного оттенка. В этих регионах есть отдельные люди, которые, совершая преступные деяния, скрываются под религиозной оболочкой, но говорить о каком-то "феномене" религиозного экстремизма более чем поверхностно. Как мы знаем, сегодня это наиболее инвестируемые и динамично развивающиеся регионы страны.
- В одном из недавних интервью Вы заявили: "Противодействовать распространению экстремистских идей необходимо, прежде всего, интеллектуально". Достаточно ли в Казахстане теологов-интеллектуалов, способных дать отпор идеологам экстремистов?
- Да, я абсолютно убежден в том, что противодействовать распространению экстремистских идей в обществе, прежде всего, необходимо интеллектуально. Очень существенна роль теологов в совокупности с иными мерами воздействия по нейтрализации религиозных экстремистов. Это очевидный факт. Опытные теологи - это та категория богословов, которые способны грамотно и квалифицированно противодействовать идеологам экстремистов. Теологи обладают универсальными знаниями из сокровищниц священных книг - Корана, Библии, Торы. Наличие достоверных знаний в области религиозной догматики, доктринальных положений вероисповеданий, обрядов, ритуалов и иной культовой практики позволяют им смело оппонировать своим идейным противникам. Сегодня в нашей стране активно развивается система духовного образования, на хорошем уровне осуществляется подготовка теологов. Так, к примеру, в Казахстане на протяжении последних лет действуют Египетский университет исламской культуры "Нур Мубарак" и институт повышения квалификации имамов при Духовном управлении мусульман, а также Алматинское епархиальное духовное училище.
Помимо этого, подготовку квалифицированных религиоведов осуществляет несколько высших учебных заведений. Более того, поисками эффективных путей противодействия экстремизму занимаются отдельные научно-исследовательские центры и институты. Ко всему прочему, регулярно проводятся различного формата научные конференции, круглые столы, куда привлекаются эксперты в сфере религии, ведущие ученые-исследователи и представители религиозных общин Казахстана.
- В первые годы независимости в Казахстан беспрепятственно хлынули миссионеры со всего света. Скептики полагают, что драгоценное время упущено и нам теперь будет трудно совладать с проявлениями экстремизма.
- Касательно скептиков, я хотел бы процитировать 43-го президента Соединенных Штатов Америки Джона Кеннеди, который когда-то сказал: "Мировые проблемы не могут решаться скептиками или циниками, горизонты видения которых ограничены очевидными реалиями. Для этого нужны люди, способные выйти за пределы возможного".
Насколько мы знаем, закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", принятый буквально через месяц после обретения нами независимости, 15 февраля 1992 году, является самым либеральным. В многоконфессиональном казахстанском обществе были созданы благоприятные условия для развития как самой религии, так и уровня религиозности у населения. И, как следствие, этими условиями воспользовались иностранные миссионеры, представители различных конфессий и религиозных течений. Воспользовались благоприятными условиями и представители псевдорелигиозных течений. Обладая обширными информационными и денежными ресурсами, они использовали определенные послабления в действующем законе, и, таким образом, устремились к активному поиску своей паствы среди населения молодой республики, привлекая в ряды все больше новых сторонников.
- Что собой представляет казахский традиционный ислам, о возврате к которому в последнее время говорят все чаще и чаще?
- Говоря о казахском традиционном исламе, необходимо отметить, что под этим понятием не подразумевается создание какой-либо новой модели казахского ислама, а подразумевается сохранение исламских ценностей, передаваемых из поколения в поколение нашими предками. Ведь ислам является неотъемлемой частью истории нашей страны. Каждая религия, закрепляя нормы поведения в обществе, тесно переплетается с многовековыми духовными ценностями народов. Национальная идентичность - это центральное ядро любого современного общества, посредством которого сохраняется самобытность народа, накапливающаяся столетиями.
Сегодня, к сожалению, активная деятельность нетрадиционных исламских течений чревата потерей национальной самобытности. Это, прежде всего, отражается в отрицании исконно казахских традиции, усилении фундаменталистских и радикальных идей среди верующего населения. Поэтому, одной из главных задач государства в религиозной сфере является недопущение политизации религиозных процессов в нашем обществе. Ислам является миролюбивой религией, провозглашающей гуманное отношение к людям, вечный мир в отношениях между ними, гуманизм, человечность, человеколюбие, это сильные стороны ислама как религии. Как, впрочем, и любой другой религии.
Таким образом, подлинная, а не мнимая духовность, классическая нравственность и совершенная система культурных ценностей нашего народа должна развиваться на основе вышеуказанных исламских ценностей.
- Затронем вопрос религиозного воспитания, в том числе в школах…
- Начну с того, что сегодня на фоне перемен как в экономической, политической, так и в духовной сферах жизни общества, значительно возрос интерес и к религии. Со дня создания агентство по делам религий очень тесно взаимодействует с министерством образования и науки в вопросах развития уровня образования духовных учебных заведений и религиозной грамотности в стране. В ближайшее время будут приняты четкие задачи по направлению повышения уровня и развития религиозного воспитания. Наряду с этим, огромное внимание будет уделено работе кафедр религиоведения, открывшихся в нескольких вузах, а также рассмотрена возможность открытия подобных кафедр в других высших учебных заведениях страны.
Пристального внимания заслуживает вопрос развития религиозного воспитания и в средних учебных заведениях. Так, в некоторых общеобразовательных школах страны для учащихся 9 класса был введен факультативный курс "Основы религиоведения". На подобных занятиях школьники учатся распознавать традиционные, нетрадиционные и деструктивные религиозные течения, получают больше информации о происхождении и эволюции религии, вероучении, культа и организации современных мировых и нетрадиционных религий. И если раньше факультативные курсы вели, как правило, педагоги-историки, то сейчас все чаще привлекаются специалисты-религиоведы.
- Уже невозможно отрицать, что все больше молодых людей вовлекаются в ряды различных сект, в том числе, экстремистских. Как работать с этими людьми?
- Самый конструктивный и выверенный метод работы с людьми, попавшими под влияние различных сект и экстремистских течений - это грамотная и взвешенная просветительская работа. Население Казахстана, а особенно молодежь, должна быть своевременно информирована об угрозах и вызовах, которые несут в себе псевдорелигиозные течения, распространяющиеся в отдельных регионах страны. Очевидным является и то, что религиозные радикальные силы стремятся рекрутировать в свои ряды именно молодежь, тем самым, укрепляя деструктивную организацию молодыми, полными сил и энергией людьми. Сегодня в государстве действуют девятнадцать специализированных центров, которые оказывают помощь людям, пострадавшим от деструктивных и религиозных течений. Я считаю, что о существовании подобных организации должны знать как много больше людей. Специализированные центры открыты практически во всех областях. Как показывает практика, эти центры оказали существенную помощь людям, пострадавшим от псевдорелигиозных культов. Не лишним будет упомянуть, что своевременно оказанная помощь хотя бы отдельно взятому человеку - это уже колоссальный опыт.
- Расскажите о передовом опыте других стран, столкнувшихся с таким явлением, как экстремизм. Есть ли универсальные рецепты борьбы с этим злом?
- В странах Западной Европы и в Америке за полувековую историю борьбы с экстремизмом общество пришло к согласию по вопросу необходимости обязательного участия государства в процессе противодействия экстремизму. Юридическим его оформлением стала разработка антиэкстремистской законодательной базы. Таким образом, международное сообщество отрицает экстремизм и терроризм как средство достижения политических целей, а борьба с этими явлениями провозглашена ООН как одна из приоритетных задач своей деятельности.
Согласно анализу зарубежного уголовного законодательства, высшие органы государственной власти на уровне национального законодательства устанавливают уголовно-правовые запреты на экстремистскую деятельность, предусматривают крайне суровое наказание за совершение соответствующих деяний. В ряде зарубежных стран законодательные нормы по борьбе с экстремизмом имеют конституционный статус. В европейском уголовном законодательстве о противодействии экстремизму в последнее время наблюдается тенденция к установлению общих правил и процедур привлечения лица к ответственности за экстремизм. Нельзя не упомянуть также и о том, что предпринимаются серьезные попытки сформировать общеевропейское законодательство в этой сфере. Примером этому служит Меморандум Европейского уголовного права и Модельный уголовный кодекс Европейского Союза. Сотрудничество в этой сфере фактически началось в 1975 году, после организации специальной рабочей группы по международному сотрудничеству в сфере антитеррористической деятельности и противостояния радикализму и экстремизму.
Особое место занимают позиции Совета ЕС по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Например, посредством документа "О борьбе с терроризмом" от 27 декабря 2001 года была введена система мер превентивного, ограничительного и правоохранительного характера против субъектов террористической деятельности внутри ЕС и за его пределами. Речь шла о замораживании финансовых активов, запрете любой помощи образованиям и лицам, участвующим в совершении террористических актов. Таким образом, зарубежный опыт показывает, что во многих государствах уже выработан механизм противодействия такому опасному социально-политическому явлению, как экстремизм и различным формам его проявления. Особый упор при этом делается на формирование законодательной базы, позволяющей обеспечить соблюдение основных прав граждан в условиях внутригосударственных кризисных ситуаций. Более того, зарубежный опыт свидетельствует о том, что только силовыми методами и одноразовыми акциями данную проблему не решить. Ведь во многом корни экстремизма скрыты в тех социально-экономических условиях, которые не позволяют человеку обеспечить самые естественные права - на труд, отдых, образование, медицинское обслуживание и так далее. Несмотря на определенный накопленный опыт передовых зарубежных стран в разработке комплекса мер, направленных на предотвращение проявлений экстремизма и терроризма, ни одно цивилизованное государство и общество на сегодняшний день не застраховано от проявлений этих негативных проявлений.
Анализируя деятельность правоохранительных структур зарубежных стран, стоит выделить несколько комплексных мер, направленных на предотвращения явлений экстремизма и терроризма. В первую очередь, это применение правоприменительной практики, в основе которой к ответственности привлекаются не только организаторы и исполнители преступных акций экстремизма, но и их идейные вдохновители. Немаловажная роль отводится идеологической борьбе, предусматривающей формирование у общества идей, направленных на формирование миролюбия, гуманизма и толерантности. Особое внимание должно быть уделено просветительской работе, к этой проблеме необходимо привлекать научное сообщество, лидеров религиозных объединений и СМИ с целью освещения опасности экстремизма. В завершении хотел бы подчеркнуть, что важным фактором противодействию экстремизму является отрицание взаимосвязи религий и экстремизма.
- Возглавляемое вами агентство создано совсем недавно, перед ведомством поставлены очень сложные задачи, груз ответственности на вас, как руководителе, очень велик. Не было ли у вас сомнения по поводу того, идти на эту "Голгофу" или нет?
- Агентство по делам религий создано своевременно, так как накопилось очень много проблем. Это проблема разъяснения сути и значения роли религии в светском обществе. Нашим брендом являются съезды мировых и традиционных религий, проведенные по инициативе главы государства. В следующем году в мае мы собираем в четвертый раз лидеров всех известных конфессий, которые примут исторический документ о создании Совета религиозных деятелей, это очень важный документ. Он создается с тем, чтобы сохранить и приумножить межконфессиональное согласие не только в Казахстане, но и во всем мире.
Сохранить религиозную стабильность в обычной жизни - это очень важный фактор. Поэтому наша задача - объяснять людям политику государства в области религии. В Казахстане религия отделена от государства, но это не означает, что государство не будет заниматься вопросами религии. Если религиозное объединение нарушает наше законодательство, то уполномоченный орган в лице агентства по делам религий будет вмешиваться, прекращать или останавливать деятельность этих объединений.
Наше агентство находится в процессе создания. Мы ищем талантливых религиоведов, желающих очень много, и к подбору кадров мы относимся тщательно. Надеемся, что здесь будут работать религиоведы высокого класса. В перспективе мы будем воспитывать кадры с тем, чтобы в Казахстане религиозная ситуация всегда находилась на стабильном уровне.
Отвечу на вторую часть вашего вопроса. Нет, сомнений не было. Мы, дипломаты, всегда работаем, скажем так, на передовой. Работа эта сложная, ответственная. Для меня лично новое всегда представляет интерес. Особенно, когда чувствуешь поддержку главы государства. А многочисленные обращения граждан и их поддержка придают силу и уверенность в том, что мы преодолеем нынешние трудности.
- И заключительный вопрос. Что означает слово "Лама" в вашей фамилии? Имеет ли оно отношение к буддизму?
- До получения Казахстаном независимости моя фамилия была Ламашарипов. Когда стали выдавать национальный паспорт, я избавился от суффикса "ов". А имя деда - Ламашариф (он был муллой) разделил на две части. "Лама Шариф" дословно переводится с арабского, как "Благородное слово". Поэтому, здесь нет никакой связи с буддизмом. Я с юмором отношусь к таким вопросам. Это имя моего деда, которым я очень горжусь.
- Спасибо за интервью!
Источник: "Интерфакс-Казахстан"