«Дорогие мамы и папы, если вы хотите уберечь ребенка от жесткой психотравмы, не ходите в новую детскую поликлинику в мкр. Алмагуль. Чтобы получить формальную печать без осмотра и избежать диагнозов «на глазок», достаточно отдать там же 2 000 тенге, и будет вам та же печать без осмотра, но без миллиона потерянных нервных клеток родителей и деток.
В общем, обо всём по порядку для тех, кому ещё предстоит пройти эти круги ада.
В регистратуре сразу предупреждают: «К этому врачу по талонам, а к этому –в порядке живой очереди». Талонов к 10 утра, как правило, уже нет, идёте к врачу, принимающему по очереди. Возле его кабинета уже пар 50 (родитель с дитём). И тут вы решаете, что лучше обратиться в частную клинику, если, конечно, можете себе позволить отдать 20 тысяч тенге за консультации 4 врачей. Верящие в чудеса и не имеющие средств на частные клиники, делают вторую попытку – приходят на следующий день в 8 утра и занимают очередь на улице.
Теперь о страшном. Чтобы попасть к невропатологу, окулисту или лору, надо приехать на час раньше (часам к восьми, чтобы в девять получить заветный клочок бумаги). Открываю большой секрет: очередь за талонами – фантом, её не существует на самом деле. Когда вы еле стоите на ногах, простояв час, а то и больше, и ваш ребёнок уснул на плече; когда, словно сговорившись, все дети начинают плакать навзрыд, выходит медсестра и начинает раздавать талоны. Тут все разом забывают про очередь и, расталкивая друг друга локтями, борются за талоны.
Допустим, вы добыли-таки драгоценный талончик. Теперь вам необходимо съездить за ребёнком (который в моем случае предусмотрительно был оставлен дома). У вас 36-ой номер. Ура, вы успеваете взять малыша и через пару часов спокойно подъехать к своему врачу. Рано радуетесь! Ваш талончик уже через 2 часа после начала приёма всего лишь клочок бумаги! И проявлять благосклонность никто в очереди не намерен. Я их понимаю.
Врач-невропатолог невозмутима: «Вы опоздали. Мы за 2 часа по 40 детей смотрим. Вас же много, все хотят попасть, сами потом будете возмущаться, что мы не посмотрим». Демонстративно достала должностную инструкцию и зачитала, что в день за 8-часовой приём они могут принять не более 28 детей и что за большее количество принятых ей не платят. И что только ради детей они идут на такое самопожертвование. Мне многое хотелось сказать, но я не стала портить атмосферу снисхождения, ведь заветная запись «Здоров» и подпись были получены.
В кабинете у окулиста, я рассчитывала увидеть хотя бы какой-нибудь аппарат, например для диагностики глазного дна или на худой конец чемоданчик с линзами. Оказывается, теперь зрение проверяется так: медсестра закрывает ребёнку то один глаз, то другой, врач при этом говорит: «Смотри на игрушку! Смотри на игрушку!» Выходит, если ребенок не видит игрушку, значит –слепой?
Проходя мимо информационного табло, бросаю взгляд на номер кабинета главврача и часы приёма. Конечно, возникает желание прийти сюда и высказать всё, что думаешь и чувствуешь. Но потом понимаешь – отпрашиваться в среду с 3 до 5, чтобы выстоять ещё одну очередь, это выше твоих сил!
А. В.”.
Ответа на редакционный запрос с просьбой прокомментировать письмо читательницы мы ждали от главного врача городской детской поликлиники Евдокии ТОПИЛЬСКОЙ больше месяца. Вот как видит ситуацию руководитель данного учреждения: «Уверена, что очень многие родители согласятся с автором письма и будут говорить, что написанное – правда, что в городской детской поликлинике творится настоящий ужас. То, что происходило в нашей поликлинике нынешним летом, беспокоило и возмущало не только родителей, но и нас, сотрудников. И мы понимаем родителей, им ничего не оставалось, как идти в нашу «плохую» поликлинику, ведь другой просто нет. Не хотелось бы, чтобы мои комментарии на письмо выглядели как оправдание, это мой взгляд на ситуацию и желание защитить сотрудников, которые просто выполняли свою работу.
Наверное, не все знают, что на более чем 66-тысячное детское население города и пригорода, включая Балыкши, Дамбу, Еркинкалу, Жумыскер, Геолог, Тендык, Акжар, Аксай, всего одна-единственная детская поликлиника. Поскольку в других поликлиниках узкие специалисты не принимают, обращаемость в нашу поликлинику огромная.
Нынешнее лето выдалось особенно «жарким». С конца мая началась кампания по оформлению детей в школы и мини-центры. В это же время было роздано рекордное количество путёвок в детские сады и началось массовое оформление малышей в дошкольные учреждения. Поэтому массовый осмотр перед поступлением в детский сад – это не прихоть специалистов поликлиники, а необходимость. Отсюда и очереди к специалистам, и наше вынужденное возвращение к архаичной талонной системе, чтобы хоть как-то обуздать родительские инстинкты. Кстати, согласно Положению о поликлинике, на приём к профильным специалистам должна быть предварительная запись, что в общем-то равносильно талонной системе.
В иные дни на приём к самым востребованным специалистам в порядке «живой» очереди стояли до 230 человек. С учётом нормативной нагрузки на штатное количество должностей, врачи специализированного профиля должны были принимать всего 75 детей в день. Отказ остальным очередникам приводил к бесконечным конфликтам, скандалам, оскорблениям в адрес медицинских работников. И, наверное, наша самая большая ошибка была в том, что доктора старались пропустить всех, кто выстаивал очередь. И правильнее было бы вести приём, согласно нагрузке и объёму оказания услуг, полученному нашей организацией в рамках государственного заказа, и, как положено, осматривать одного ребенка 15-30 минут. И не надо было обращать внимание на то, что мама с четырьмя детьми приехала из Дамбы, а другая собрала последние деньги на такси и добиралась из Акжара. Мы ничего бы не нарушали, возможно, тогда бы избежали обвинений в постановке несуществующих диагнозов, которые, по утверждению читательницы, необходимы нам для статистики. Для подобных утверждений необходимы заключения экспертной комиссии или других компетентных органов, в данной ситуации это не более чем домыслы.
Что касается двух тысяч тенге, за которые можно получить проставление заветных печатей. В поликлинике размещено объявление о том, что если в отношении пациента допущены поборы за оказание услуг, входящих в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, ему стоит обратиться к администрации поликлиники или в соответствующие органы. Если факты незаконных поборов будут подтверждены, лицо, их осуществившее, будет наказано. Было бы честнее назвать сотрудника, занимающегося подобными вещами, чем своим обвинением бросать тень на целый коллектив.
Хотелось бы сказать, что работа поликлиники не ограничивается медосмотрами, помимо этих осмотров на нас лежит проведение профилактического медосмотра неорганизованных, т. е. домашних детей, малышей до одного года, детей, обратившихся по поводу заболевания или после травмы, детей, находящихся на диспансерном учёте, в летнее время ещё и оформление в лагеря и санатории. Наша поликлиника не носит статус консультативно-диагностической, основная направленность нашей работы – профилактическая. Объём медицинских услуг, которые оказывают сотрудники поликлиники, определяется нормативной нагрузкой и полученным государственным заказом. Но тот объём, который мы определяем для себя на предстоящий год, постоянно увеличивается.
К примеру, до настоящего года профосмотр детей раннего возраста осуществлялся по достижении ребёнком годовалого возраста, т. е. один раз в год. В связи с изменениями в Правилах проведения профилактических медосмотров целевых групп населения осмотр детей до года хирургом и невропатологом должен осуществляться в возрасте одного месяца, окулистом и лор-врачом – в шесть месяцев, и в годовалом возрасте малыш должен вновь пройти всех специалистов. Осмотр недоношенных детей должен осуществляться ежеквартально. Соответственно количество детей, обращающихся в поликлинику, выросло. Поэтому нами был определен один день для приёма здоровых детей раннего возраста, чтобы в одной очереди не оказались дети всех возрастов, которым также необходимо попасть на приём к врачу.
Оставлю без комментариев высказывания по поводу очереди за талонами, понимая, что при таком количестве обращающихся, очень сложно объяснить и доказать родителям, что по 200 детей осматривать не положено и нельзя, что в противном случае страдает качество осмотров, и слышать в ответ, что это никого не касается, что дети здоровы и им нужна только печать. Отсюда возникают параллельные очереди, и наспех сделанные талоны, и возмущения пап и мам, и заявления докторов на увольнение.
Что касается кабинета офтальмолога, то замечу, что там есть всё необходимое оборудование для диагностики органов зрения. Для определения остроты зрения используется таблица, если острота зрения снижена, исследуется глазное дно аппаратным методом. А игрушка в руках медсестры служит для того, чтобы сфокусировать взгляд маленького ребенка».
Подготовила Тамара СУХОМЛИНОВА