Главным препятствием к открытию ревматологических кабинетов в нашей области является отсутствие специалистов. На два города и семь районов приходится всего два ревматолога. Это на 500 с лишним тысяч населения.
РЕВМАТИЗМ ПОМОЛОДЕЛ
Еще весной главный внештатный ревматолог Министерства здравоохранения РК, директор общественного объединения «Врачи-ревматологи» Галымжан ТОГИЗБАЕВ заявил о том, что в казахстанских городах и селах уже в этом году откроются «кабинеты ревматологов», где пациенты, страдающие заболеваниями суставов, смогут лечиться по самым современным методикам абсолютно бесплатно – за счёт бюджета. Мы писали об этом и обещали проследить за развитием ревматологической службы у нас в области. С тех пор прошло три не года, но месяца – тоже немалый срок для страждущих ревматиков. Если учесть, какие боли и неудобства (когда проблемой становится элементарно причесать волосы или налить себе пресловутый стакан воды) приходится претерпевать больным и то, что спасительная ампула современного высокотехнологического препарата стоит около 150 тысяч тенге, можно понять, с каким нетерпением они ожидают открытия этих кабинетов.
Но вот откроются ли они в этом году, как обещал г-н Тогизбаев, вопрос скорее не времени, а кадров. По словам главного ревматолога области Балганым БУЛТАКОВОЙ, молодые врачи не горят желанием идти в ревматологи. “Сегодня нашей медицине не хватает многих специалистов, начиная с педиатров и терапевтов, поэтому у молодёжи широкий выбор. При этом необходимо отметить, что работа ревматолога очень сложная. На первичный осмотр пациента отводится 25 минут – специалист должен осмотреть все суставы на руках и на ногах, прощупать каждый пальчик, осмотреть кожные покровы, так как у ревматологических заболеваний нередки кожные проявления”, – говорит Б. Бултакова. Она развеяла миф, что сидеть в очереди к ревматологу – это удел пожилых людей: сложные системные заболевания поражают, как правило, молодых людей, и поражения эти настолько серьёзны, что люди уже не могут работать и им приходится оформлять инвалидность. Встретившись с ревматологом один раз, пациенты вынуждены наблюдаться у него всю жизнь, приём назначаемых препаратов требует постоянного контроля за составом крови и прочими изменениями в организме. Кроме того, от ревматолога требуется хорошее умение «читать» рентгеновские снимки. В больнице у него полный рабочий день: на нём больные в стационаре, затем амбулаторный приём плюс консультации при госпитализации сложных больных. Прибавьте к этому предоперационную подготовку больного (операции делаются не у нас, а в республиканских центрах) и его послеоперационную реабилитацию. Кто после этого станет винить интернов, что они предпочитают другую, менее «хлопотную» специализацию?
ИНФЕКЦИИ БЬЮТ ПО СУСТАВАМ
Сегодня на учёте у областного ревматолога состоят 255 пациентов, страдающих ревматическим артритом, 110 пациентов с ревматизмом (тяжёлые множественные пороки), 15 с болезнью Бехтерева, 3 с дерматомиозитом, 10 со склеродермией, 20 с системной красной волчанкой, 2 с узелковым периартериитом, 15 с болезнью Рейтера, 15 – с подагрой. Это тяжелые болезни, которые опасны в первую очередь тем, что поражают внутренние органы, а не ограничиваются только суставными проявлениями. На их фоне старческие изменения, на которые жалуются пожилые люди – артрозы, артриты и остеопорозы – менее опасны. Ревматологическими заболеваниями сердца, суставов, соединительных тканей и мышц болеют чаще молодые люди в возрасте до 30 лет. Первичные атаки ревматизма начинаются в 13-15 лет. Плохо леченые, перенесенные на ногах ангины, тонзиллиты, другие простудные и инфекционные заболевания и даже банальный кариес могут стать спусковым механизмом атаки, которая приводит к пороку сердца. Таким больным ставится диагноз «первичный ревмокардит», их берут под контроль специалистов. Если очень повезёт, то первая атака так и останется единственной, нет – молодые люди становятся постоянными пациентами ревматолога.
«Еще лет десять назад у нас не было такого количества реактивных артритов, которые мы наблюдаем сейчас. Большое распространение в последнее время получили урогенитальные инфекции – хламидиоз, трихомоноз и другие, что также сказывается на числе ревматологических больных. А вот увеличение количества больных системными заболеваниями связано с неблагоприятной экологической обстановкой в регионе: в Жылыойском, Кызылкогинском, Курмангазинском районах есть больные с запущенной формой системной красной волчанки», – рассказывает Б. Бултакова.
ДИАГНОСТИКА – В АТЫРАУ, ОПЕРАЦИИ – В АСТАНЕ, АЛМАТЫ И АКТОБЕ
Оговоримся сразу: оперативное лечение больные из нашей области получают только за её пределами. Пациенты, нуждающиеся в операциях на сердце, ездят в Научный центр хирургии им. Сызганова в Алматы и медцентр Западно-Казахстанского государственного медуниверситета им. М. Оспанова в Актобе. Протезирование суставов в последнее время стали хорошо делать в столичном ННЦХ (раньше пациенты из Атырау ездили в Россию). В условиях стационара наши ревматологические больные могут получить лечение только в отделении кардиоревматологии областной больницы, где 10 койко-мест «закреплено» за ними. «Но мы можем похвастать хорошей диагностической базой – все диагнозы, с которыми мы отправляем больных на оперативное лечение в научные центры, там 100% подтверждаются ведущими специалистами страны», – подчеркнула Балганым Бултакова. Лаборатория областной больницы, по её словам, обеспечена всеми необходимыми реактивами для проведения анализов методами ПЦР и ИФА, для выявления антител системных заболеваний, РФ (ревматоидного фактора), СРБ (С-реактивного белка) и т.д. Кроме лабораторных исследований, больным из кардиоревматологического отделения доступны ЭхоКГ (УЗИ сердца), рентгенография суставов, компьютерная томография суставов. Амбулаторные пациенты консультативно-диагностического центра при областной больнице тоже могут воспользоваться подобными услугами. А недельки через две врачи обещают подключить ещё и МРТ (магнитно-резонансная томография) суставов – говорят, очень информативный аппарат, весьма полезный при диагностике ревматических заболеваний.
10 АМПУЛ НА ОБЛАСТЬ
Один из главных плюсов обещанных ревматологических кабинетов – это бесплатное получение доступных пока только единицам препаратов, как, например, «Ремикейд». Каждая ампула этого препарата стоит 130 тысяч тенге, на одну процедуру вливания пациенту требуется две ампулы, курс лечения – несколько процедур. Пока же область закупила 10 таких ампул, их хватит максимум двум пациентам. При всех его достоинствах у препарата есть и минусы, в частности, пациент, принимающий «Ремикейд», беззащитен перед рядом инфекций, в том числе туберкулезной палочкой, что весьма актуально в нашем регионе. Препарат рассчитан на пациентов с хорошей иммунной системой, чем больные системными заболеваниями похвастаться не могут. Поэтому им его и не назначают – только пациентам с болезнью Бехтерева и ревматоидным артритом, и то после тщательного обследования.
В областной больнице пациентам кардиоревматологического отделения могут предложить выбор нестероидных противовоспалительных препаратов, таких как ибупрофен, напроксен, а также базисных лекарств: плаквенил, метотрексат, сульфасалазин и др. А вот широкая группа хондропротекторов, которые представляют собой структурные элементы натуральной хрящевой ткани, необходимые при нарушении питания или повреждении суставов для построения и обновления суставного хряща, в перечень бесплатных лекарств не входит.
С введением ЕНСЗ и бюро госпитализации работать врачам стационаров стало легче: пациенты поступают в больницы уже подготовленными – с готовыми результатами анализов. Обследование экстренных больных, которых привозит служба “скорой помощи”, проводится бесплатно. Но вот некоторые виды лечения необходимо оплачивать даже стационарным больным: в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи не входят физиопроцедуры, массаж и гирудотерапия.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЕЗ СПРОСА
Сколько именно кабинетов ревматологов планируется открыть в Атырауской области, когда и где именно (в районах, при поликлиниках, больницах), пока врачи сказать не могут. Первоочередной задачей на сегодня является подготовка кадров. Этим занимается республиканский институт усовершенствования врачей и НИИ кардиологии и внутренних болезней в Алматы. Осталось только найти желающих. “Мы неоднократно поднимали вопрос о нехватке ревматологов в области, предлагали врачам пройти курсы специализации. В последний раз готовность отправить специалистов на обучение выразили главные врачи поликлиник №№ 7, 2 и 3”, – говорит Б. Бултакова. Она уверена, что вернуться к теме открытия ревматологических кабинетов мы сможем только после того, как у нас появятся соответствующие специалисты.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото В. Истомина