Атырау, 25 ноября 13:28
 ясноВ Атырау -1
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Браслет особого назначения

5 959 просмотров

Правоохранительные органы Казахстана вводят "моду" на браслеты электронного слежения. Уже следующим летом украшение особого назначения примерит добрая часть осуждённых по всей стране. А потом – если, конечно, правительство даст отмашку, – в электронный "аксессуар" закуют и нелегалов.

Таким "fashion-методом" в миграционной полиции надеются убить сразу двух зайцев: снизить в стране количество "джамшутов" и "равшанов", которые находят всяческие лазейки, чтобы избежать депортации, и сэкономить – если уж не бюджетные деньги, то нервы и время на поиски нелегалов. Действительно, зачем мотаться по стройкам и съёмным углам в поисках очередного гастарбайтера, если его передвижение можно контролировать с помощью электронного браслета, сидя в офисе?

Почувствуй себя Стросс-Каном

Пока в правительстве только думают заковать в электронные браслеты заполонивших Казахстан нелегалов, силовики "тренируются на кошках", а точнее – на тех, кто отбывает срок условно или гуляет на свободе по УДО. Почувствовать себя оскандалившимся экс-главой МВФ Домиником Стросс-Каном или голливудской нимфеткой Линдси Лохан, которые в своё время являлись "счастливыми" обладателями таких же браслетов, отдельные казахстанцы смогут уже в июле следующего года.

– Электронные браслеты будут иметь эстетичный вид. Например, в виде часов – чтобы не стыдно было носить, – пояснил помощник генерального прокурора Нурлыбек Абдраимов. – И потом, такие браслеты не наносят вреда здоровью и не имеют ничего общего с наручниками, поэтому не ущемят человека в его правах.

Сейчас при Министерстве связи и информации создана рабочая группа, которая решает, какой из браслетов (а предложений на рынке немало) больше всего подойдёт нашим осуждённым. Пока чиновники склоняются к выбору израильской "электроники". По неофициальной информации, один такой аксессуар будет стоить примерно 70 тысяч тенге. Общая "цена вопроса" официально пока не разглашается.

Между тем, в Комитете уголовно-исполнительной системы (КУИС) нововведению, сколько бы оно ни стоило, чрезвычайно рады.

– На всех подряд надевать браслеты мы не будем: очень дорого выйдет, – говорит заместитель начальника управления по руководству уголовно-исполнительными инспекциями КУИС Сансызбай Бакулин. – Надо смотреть, исходя из личности человека. В Германии, например, электронные средства слежения применяют даже в отношении тех, кто уже отбыл срок, если правоохранительные органы считают человека потенциально опасным. Бывают случаи, когда мы даём гражданину подписку о невыезде, а он скрывается или, находясь на УДО, повторно нарушает закон. Чтобы отслеживать передвижение таких людей, и необходимы электронные браслеты.

За примером далеко ходить не надо: 5 сентября, в Алматы была ограблена девушка. Преступники, один из которых мотает условный срок, не только ограбили, но и попытались задушить свою жертву. От неминуемой гибели девушку спас случайный прохожий, спугнувший нападавших.

Таблетка от геморроя

Нелегальные гастарбайтеры – ещё один "геморрой" наших правоохранительных органов. Ежегодно на их выдворение из республиканского бюджета выделяются немалые деньги. По данным Генпрокуратуры, на эти цели в 2009 году было истрачено 7,5 млн. тенге, в прошлом – 12 млн. А толку, по большому счёту, мало: нелегалы по-прежнему трудятся на стройках, а в СМИ регулярно попадают криминальные сводки с трудовыми мигрантами в главной роли.

По информации начальника управления миграционной полиции Алматы Ержана Оразбекова, в южной столице за восемь месяцев этого года иностранные граждане совершили 71 преступление. По статистике самые популярные "грешки" нелегалов – кражи и мошенничества. Впрочем, иногда заезжие господа беспределят и по тяжёлой.

25 августа в Мангистауской области гражданин Узбекистана заживо сжёг продавщицу магазина только за то, что та отказалась дать ему бутылку водки. А 29 августа в Алматы был задержан нелегал из той же солнечной республики, который в пьяном угаре рулил маршрутным автобусом, в котором находились 23 (!) пассажира. ДТП не произошло лишь по счастливой случайности. Теперь горе-водителю грозит депортация.

Впрочем, постановление о выдворении ещё не гарантирует само выдворение.

– Многие иностранцы даже после судебного решения о депортации не покидают пределы Казахстана. Более того, известны случаи, когда нелегалы совершают повторные правонарушения, – говорит официальный представитель Генпрокуратуры Жандос Умиралиев. – Электронный браслет будет надеваться только на тех иностранцев, в отношении которых принято решение о выдворении. Браслет поможет не только отследить маршрут нелегала вплоть до границы в процессе депортации, но и таким образом контролировать общественную безопасность. И потом, это лучше, чем ежегодно тратить средства на выдворение иностранцев. В долгосрочной перспективе электронные браслеты буду гораздо экономичней.

– Во сколько бюджету обойдётся один такой браслет?

– Генеральная прокуратура пока только внесла это предложение на рассмотрение в парламент. Поэтому проектно-сметную документацию ещё не составляли. Но, ещё раз повторюсь, электронные браслеты, на наш взгляд, позволят пресекать повторные правонарушения со стороны иностранных граждан и обеспечат реальное исполнение судебного наказания.

 

Деньги откроют любые замки?

Сергей, кореец родом из Узбекистана, нелегально трудится в системе алматинского общепита уже больше десяти лет. За эти годы ему и его соотечественникам удавалось избежать депортации не один раз. Если есть деньги и смекалка, говорит Сергей, обойти закон можно.

– Я, например, раз в два месяца типа "выезжаю из вашей страны", – рассказывает он. – Просто отдаю нужным людям деньги, а они проставляют мне штампы о выезде в Узбекистан и обратном въезде в Казахстан. А на самом деле я нахожусь здесь, в Алматы. Думаю, так же будет и с электронными браслетами, если их всё-таки введут. Ведь за определённую сумму пересечь границу может один только браслет.

Денис Дживага, заместитель директора Алматинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, тоже считает, что, пока есть нечистые на руку полицейские, никакой электронный браслет не поможет.

– Проблема в том, что браслеты не отменят коррупцию, – говорит Дживага. – Как сейчас у нас делается? Сотрудники полиции задерживают нелегала, он платит – и его отпускают. Где гарантия, что человек не сможет точно так же заплатить за якобы пересечение границы с браслетом? Да, нововведение усилит контроль властей над нелегалами, но полностью проблему не решит. И потом, эти браслеты – очень дорогостоящие. Откуда пойдут деньги на их покупку? Опять же – из кармана налогоплательщиков. Я боюсь, что через несколько лет нам скажут, что электронные браслеты неэффективны и всё отменяется. Но деньги-то уже уйдут!

Остаётся ряд вопросов. Кто будет принимать решение, надевать ли на человека браслет? Кто будет иметь право снимать его? Если "окольцованный" попытается сорвать "часики", какое ведомство станет его ловить? И т.д. Мы попросили ответить на эти вопросы помощника гепрокурора Нурлыбека Абдраимова.

– Применение браслетов – это пока только концепция, – сказал он. – Понятно одно: они нам нужны. А чёткого механизма их внедрения и использования ещё не выработано.

А что, очень по-нашему! Ввяжемся в бой – а там разберёмся.

Электронный браслет – это водостойкий передатчик, внешне напоминающий обычные наручные часы. Он связан со специальным спутниковым устройством слежения, и если человек, на котором надет такой браслет, выходит за пределы отведённой ему зоны или пытается снять устройство, то на пункт, где ведётся наблюдение, поступает тревожный сигнал. Идея отслеживать передвижение правонарушителей пришла в голову американскому судье Джеку Лаву ещё в 1983 году. Сейчас электронные браслеты используются в 60 странах мира.

mk.kz

Информация к размышлению: АПАТРИДОВ – В НАШИ РЯДЫ!

Зарегистрировать всех лиц без гражданства, проживающих в Казахстане, призвали представители управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

"В Казахстане официально зарегистрировано примерно 8 тысяч лиц без гражданства, но действительное их число пока неизвестно, так как есть большое количество людей с неопределённым гражданством, которые также могут быть лицами без гражданства, но официально таковыми не признаны", – сообщил советник по правовым вопросам Рубен Лью.

По информации УВКБ ООН, работа по внесению изменений в действующее законодательство Казахстана, касающееся статуса лиц без гражданства, уже ведётся.

"Я лично обсуждал этот вопрос с премьер-министром Казахстана. Правительство и парламент обсуждают улучшение закона о гражданстве и других законов и подзаконных актов, связанных с этим", – сообщил региональный представитель УВКБ ООН по Центральной Азии Сабер Азим.

Он отметил, что концептуальная записка, касающаяся мер по сокращению лиц без гражданства, будет направлена в Министерство иностранных дел в ближайшее время. "Отсутствие гражданства лишает людей доступа к образованию, здравоохранению, свободному перемещению, регистрации брака и рождения ребенка и многим другим правам. Кроме того, оно является важным элементом безопасности страны", – сказал Азим.

КазТАГ, Астана.

18 сентября 2011, 12:35

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.