Верховный суд Великобритании отклонил иск проживающей в Лондоне жены бывшего азербайджанского банкира Замиры Гаджиевой о пересмотре ее дела об отмывании денег, сообщает ВВС. Гаджиева пыталась оспорить вынесенное в ноябре 2018 года решение лондонского суда о конфискации ее имущества в рамках закона о борьбе с капиталами неясного происхождения.
Этот закон был принят в феврале того же года, и Гаджиева стала первой иностранкой, чей роскошный образ жизни привлек внимание британских властей.
Таким образом Британия решила бороться с репутацией страны-пристанища для международных коррупционеров. В британском обществе давно зрело недовольство тем, что страна позволяет выводить сюда сомнительные капиталы.
Муж Гаджиевой, Джахангир Гаджиев - бывший госчиновник Азербайджана, он руководил Международным банком страны. В 2016 году был осужден в Баку на 15 лет лишения свободы по обвинению в хищении, растрате и мошенничестве.
Сама Гаджиева нигде не работала, но за 10 лет потратила в одном лишь лондонском универмаге Harrods 16 млн фунтов стерлингов. Кроме того, Национальное агентство Британии по борьбе с преступностью (NCA) попросило ее объяснить происхождение еще 22 млн фунтов, потраченных ею на покупку недвижимости в одном из самых престижных и дорогих районов Лондона, а также на приобретение гольф-клуба в графстве Беркшир.
Объяснения Гаджиевой не удовлетворили NCA, и в ноябре 2018 года ее имущество, включая ювелирные украшения, было арестовано, а сама она заключена под стражу.
В прошлом году суд Британии отказал азербайджанской стороне в экстрадиции Гаджиевой из опасений, что на родине ей может быть отказано в справедливом суде.
Адвокаты Замиры Гаджиевой подали апелляцию в Верховный суд страны, пытаясь доказать, что внимание NCA к их клиентке было ничем не обосновано и похоже на политическое преследование с подачи азербайджанских властей.
Охота на коррупционеров в Лондоне: по второму делу арестована недвижимость на десятки миллионов фунтов
Отказ Верховного суда в удовлетворении иска ставит точку в этом деле и грозит семье Гаджиевых полной конфискацией их британского имущества.
"Госпожа Гаджиева исчерпала возможности оспаривать ордер. Теперь ей придется предоставить NCA информацию, объясняющую происхождение активов", - сказал глава NCA Грэми Биггар.
Прецедент создан
Решение Верховного суда ставит точку в знаковом деле жены госбанкира из Азербайджана и создает прецедент. Отныне правоохранительные органы легче будет воспользоваться новым инструментом для борьбы с легализацией преступных доходов через покупку недвижимости - ордером, обязывающим человека с активами на сумму от 50 тысяч фунтов доказать, что они куплены на честно заработанные деньги.
В Британии набирает обороты кампания против осевших в Лондоне коррупционеров.
Владельцам "необоснованного богатства", как его называет новый закон, ничего не будет, поскольку изъятие собственности, купленной на непонятные доходы, не делает их виновными. Это лишь гражданское производство в рамках дознания, а не уголовное преследование, где требуются значительно более веские доказательства.
Однако если власти посчитают, что человек, получивший ордер, в процессе исполнения предписания попытался обвести их вокруг пальца, они могут начать уголовное дело, грозящее штрафом и двумя годами тюрьмы.