Многие думают, что работать стюардессой (стюардом), полжизни проводить между небом и землёй – романтично. И вы знаете, правильно думают. Хотя, конечно, не всё так просто, и обо всём этом мы поговорили со атырауской стюардессой Динарой ЗУЛХАРНАЕВОЙ.
– Ваш стаж в небе – четыре года. Расскажите «для затравки» какую-нибудь историю, произошедшую в ходе полёта.
– (Смеётся). Да всякое бывало. Если сходу... Это было, когда я ещё только начинала. На рейс «Атырау – Алматы» села семейная пара, причём оба до этого ни разу не летали. После объявления правил безопасности женщина сказала, что они сильно волнуются, и попросила дать успокоительные таблетки, а после того как я сказала, что не могу этого сделать, они попросили меня хотя бы посидеть рядом с ними при взлёте. Я села в тройном ряду в кресло между ними, и они вцепились мне под руки с обеих сторон. Так и полетели. До сих помню.
– Как вы вообще решили стать стюардессой?
– С детства я видела стюардесс в фильмах, позже уже на борту, и я всегда мечтала носить такую же форму, так же вселять в пассажиров спокойствие, обслуживать их так, как будто под нами нет 10 километров высоты, бывать в разных городах нашей страны и в разных странах. Но пришла в эту профессию не сразу. Вначале после окончания школы №22 поступила в университет SEGi в столице Малайзии Куала-Лумпуре на бизнес-менеджера. После окончания учебы вернулась в Атырау, работала по специальности. Но мне не нравилось работать в офисе, тут я вспомнила о о своих детских мечтах и подумала – почему бы и нет? Направила своё резюме на сайте авиакомпании, через какое-то время сообщили, что я прошла в следующий тур. Тогда 100 кандидатов собрали в Алматы, провели собеседование; на работу приняли 10 человек, в том числе меня.
– А ваши родители не были против вашего решения?
– Сначала папа не хотел меня отпускать, просил работать в Атырау по специальности, чтобы я всегда была дома, и вообще... Но мама, как и всегда, меня поддержала. А позже и папа понял, что работа мне очень нравится, и перестал возражать.
– А кем они работают?
– Мои родители много лет проработали на железной дороге, а сейчас занимаются предпринимательством. У меня две младшие сестренки. Самая младшая в этом году заканчивает школу, интересуется моей работой, и даже готова идти дальше – поступить в авиационное училище и стать пилотом. Это в принципе возможно, «запрета на профессию» по гендерному признаку у нас нет.
«С НЕГАТИВОМ В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО»
– По каким критериям принимают в бортпроводники?
– Для начала быть гражданином РК. Есть и возрастные цензы. Например, в компании Scat, где я работаю, на работу берут до 25 лет. Рост выше 165 сантиметров, владение казахским, русским и английскими языками. И должно быть хорошее здоровье.
– Какие льготы положены людям вашей непростой профессии?
– В «гражданской» жизни билеты на пассажирские авиарейсы предоставляются с 90-процентной скидкой для семьи в любое направление. А именно родителям, мужу, братьям, сестрам и детям. А сами летаем бесплатно. Трудовой отпуск берем два раза в год по 29 дней.
– А сколько языков вы знаете? В каких странах побывали?
– Знаю три языка, о которых уже упоминала, а также арабский и малайский. Побывала во многих странах, прежде всего по туристическим направлениям – Россия, Азербайджан, Грузия, Таиланд, Турция, Молдавия, Египет и другие.
– В знаменитом фильме показано, что в советские времена Мимино только и успевает купить где-то в зарубежном магазине зелёного «крокэдайла» для детей своего лучшего друга Хачикяна. А как сейчас? Туда-обратно, или есть время?
– Всё зависит от организаторов, иногда день, а иногда и десять. Располагаемся в одном отеле с членами экипажа. Если есть возможность остаться в какой-то стране на несколько дней, вместе ходим по городу, знакомимся с местными реалиями. Тут надо сказать, что мы не летаем всё время одним экипажем, периодически меняемся. И важно сохранять взаимопонимание, не ссориться по пустякам. У нас есть семейные пары, например, муж летчик, а жена – стюардесса. Но они не могут летать вместе – есть принцип, что один из родителей должен остаться с детьми в случае непредвиденных обстоятельств.
– Вот насчёт «непредвиденных обстоятельств» как раз вы сами нечаянно подвели, мне не очень хотелось задавать этот вопрос. Согласно статистике, ежегодно в мире происходит несколько авиакатастроф с пассажирскими самолётами, причём, как правило, шансы выжить у находящихся на борту минимальны.
– А это уже из категории «на всё божья воля», и кстати, я уверена в высокой квалификации наших экипажей. А с негативными мыслями в нашей профессии делать нечего. Добавлю, что нас научили к другим возможным форс-мажорам: потушить возникший пожар на борту, принять роды и так далее.
«ПРО ПЕНСИЮ ПОКА НЕ ДУМАЛА»
– А «звёзды», в смысле известные люди, вам попадались?
– С отечественными летаем часто. А из мировых – летала с Геннадием Головкиным, Хабибом Нурмагамедовым. Такие величины, конечно, берут отдельный самолёт. А «звёзды» рангом поменьше летят со всеми.
– Приближается Новый год. Помните, как в «Иронии судьбы» человека посадили на самолёт, и он летел «спя», и после этого в его жизни произошли большие перемены. Но кроме шуток, я точно знаю, что далеко не все пассажиры-мужчины поднимаются по трапу трезвыми. Как вы решаете эту проблему?
– Тут подход разный, в зависимости от конкретных обстоятельств. Если человек адекватен, не ведёт себя развязно или агрессивно, это одно дело. Мы внимательно наблюдаем в этом плане. Но бывает и по-другому. Недавно один молодой человек, явно нетрезвый, курил сигарету на лётном поле Атырауского аэропорта. Двигатель самолета работает, мы его предупредили, что курить ни в коем случае нельзя, а он бросил сигарету в сторону самолета. Мы потушили сигарету, а мужчину сняли с рейса.
– Многим интересно, сколько же получают стюардессы.
– Это зависит от категории бортпроводника. Вначале ты рядовой, через год, если хорошо себя покажешь, становишься старшим бортпроводником. Сейчас у меня эта категория. По каждой категории идет своя зарплата. Кроме того, нам выплачивают дополнительные деньги за часы полета. Но точную сумму назвать не могу – это конфиденциально.
– А до скольких лет можно работать стюардессой? Может быть в контракте есть пункт, например, запрещающий выходить замуж?
– В нашей компании таких ограничений нет. Можно и после декретного отпуска выйти на работу, пройдя тестирование. Теоретически можно работать и до пенсионного возраста, но я об этом пока не думала (смеётся).
– Наверное, многие пассажиры-мужчины обращают внимание на вашу яркую внешность, просят телефонный номер?
– Да, бывает. Некоторые оставляют цветы с записками.
Нурбейбит НУГМАНОВ
Фото и видео автора