Атырау, 12 января 17:57
 облачноВ Атырау -3
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Виновен методом тыка

10 526 просмотров

Надругательство над женщиной – одно из самых мерзких преступлений.  Именно поэтому журналисты обычно стараются не вдаваться в подробности подобных уголовных дел. Однако эта история заставила отойти от этого правила. Имена фигурантов дела изменены.

СТРАННОЕ МЕСТО ДЛЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

17-го января этого года жительница Привокзального 45-летняя Мария, как обычно, вышла из дома на работу. Это было примерно в 8 часов утра. По пути к автобусной остановке на неё неожиданно набросились двое «неустановленных в ходе следствия» парней, схватили за волосы и, не давая возможности позвать на помощь, потащили волоком по земле в переулок между домами. Затем, поднявшись на 3-й этаж одного из домов, затащили в квартиру, где на протяжении нескольких часов били, насиловали, отобрали мобильный телефон, угрожали убить. В квартире находился ещё один мужчина. Во второй половине дня, воспользовавшись тем, что один из преступников куда-то ушёл, а остальные спали, женщине удалось сбежать. Дома она приняла душ, переоделась и только потом вызвала полицейских, которым указала на квартиру, где было совершено преступление. В ней проживали прикованная к постели женщина, её сын – инвалид II группы и его 40-летний брат, который на момент визита полиции отсутствовал. Потерпевшая опознала его по показанному домочадцами удостоверению личности. По возвращении домой мужчину задержали, водворили в ИВС, а затем в следственный изолятор. В полиции Руслан виновным себя не признал, заявив, что видит Марию впервые.

Дело дошло до суда, на котором потерпевшая неожиданно сделала официальное заявление: «Подсудимый невиновен. Я оговорила его». Судья напомнила ей об ответственности за заведомо ложный донос, на что Мария ответила, что готова понести заслуженное наказание, а невиновный человек, который к тому времени пять месяцев провёл за решёткой в СИЗО, должен быть немедленно освобождён.

 

АЛИБИ ДЛИНОЮ В ДЕНЬ

По мнению адвоката подсудимого Нурлана ЖОЛБОЛОВА, невиновность его подзащитного очевидна. Потому что передвижения Руслана в тот злополучный день 17 января засвидетельствованы и представляют из себя одно сплошное алиби. 

Сдав в 9-м часу утра смену (Руслан работает охранником), что зафиксировано в журнале, он пришёл домой. Отдохнув с часок, пошёл в поликлинику за медицинской справкой от окулиста, затем с коллегой снял деньги в банкомате (есть запись видеокамеры), заплатил в терминале «Казахтелекома» за телефон, купил и отнёс домой продукты. Примерно в 13.20 зашёл домой за тем же коллегой, с которым поехали в туббольницу на Чёрную речку, опять же за справкой. Все эти справки нужны были на работе. Врача ждали долго. Дождавшись и получив нужные бумажки, охранники на такси вернулись в город, где с ещё одним коллегой засели в кафе, откуда в пятом часу дня разошлись. Уже по дороге домой Руслану позвонил его брат, сообщив, что его ждут полицейские.

– Мой подзащитный физически никак не мог находиться на месте преступления, где бы оно ни произошло, – говорит адвокат. – У Руслана на работе установлена камера видеонаблюдения, запись с которой не была своевременно изъята. А к тому времени, когда я стал его адвокатом, запись уничтожили по истечении установленного времени. Кроме того, в районе, где живёт мой подзащитный и где, по показаниям потерпевшей, её схватили и тащили двое неизвестных, тоже ведётся видеонаблюдение. Что стоило следователю затребовать запись в Центре оперативного управления? Однако он этого делать не стал. А ведь именно эта запись могла бы стать важным, если не самым главным доказательством виновности или невиновности Руслана. Запись тоже уничтожена.

Между тем ещё в ходе следствия оперативники отыскали отобранный у Марии мобильный телефон. Его новый владелец рассказал, что купил его у своего знакомого Дмитрия за 3 000 тенге. В свою очередь допрошенный в качестве свидетеля Дмитрий дал показания, что этот телефон подобрал на полу в квартире некоей Дарьи, у которой 17-го января полдня пили водку, в этой квартире и находилась та самая Мария.

 

ЛУЧШЕ БЫ ШЛА НА РАБОТУ…

Итак, согласно новым показаниям потерпевшей, когда она шла на работу, её окликнула с балкона соседка Дарья, попросив заглянуть на минутку. В квартире женщины принялись пить водку, разумеется, ни о какой работе уже не могло быть и речи. Примерно в 12.30 заявились гости – Дмитрий и некий незнакомый Толик, который, как только Дмитрий отправился в магазин за продолжением, отозвал её из кухни в комнату, где попытался изнасиловать. Сопротивление жертвы пресёк ударом в нос, отчего у неё пошла кровь. На крики о помощи хозяйка квартиры не реагировала. Мария вытащила телефон, хотела вызвать полицию, но насильник выбил мобильный из её рук. В это время вернулся Дмитрий, и его приятель сразу успокоился. Вся компания вновь засела на кухне.

Когда Дмитрий ушёл, Толик вновь затащил женщину в комнату, где и надругался над ней. Вскоре женщине удалось бежать из квартиры. Дети Марии, увидев синяки и разбитый нос матери, заставили её вызвать полицию. И тут женщина внезапно решила солгать, придумав вымышленную историю с нападением двоих неизвестных на улице. Как она потом призналась, пойти на это её якобы заставили угрозы насильника расправиться с её детьми, к слову, вполне взрослыми парнями. Поэтому она привела полицейских к первому попавшемуся дому, в первую попавшуюся квартиру, где на свою беду и жил Руслан.

Существенный момент: через несколько дней женщина опомнилась, рассказала одному из сыновей правду и даже поменяла первоначальные показания в полиции, указав на истинного насильника и объяснив, как всё было на самом деле.

Как следует из показаний Марии и её сына, в этот же день её допросили в прокуратуре, где пригрозили немедленно посадить за дачу ложных показаний и заставили поменять их на первоначальные. В итоге Руслан так и остался сидеть в СИЗО.

Тем не менее полицейские допросили Дарью и Толика. Дарья на допросе заявила, что гости к ней действительно заходили, но изнасилования она не видела. Толик и вовсе сообщил, что 17-го в 12 часов дня приехал из Кульсары и до вечера был дома.

Стоит отметить, что следователь ДВД А. МУРЗАГАЛИЕВ, который изначально расследовал это дело, ходатайствовал перед прокуратурой об изменении Руслану меры пресечения на  подписку о невыезде. Однако прокуратура посчитала иначе и передала дело другому следователю – в ГУВД.

СЛЕДОВАТЕЛЯ – В СТОРОНУ

Приняв эстафету, следователь ГУВД КАЙРГАЛИЕВ, понял, что под следствием находится невиновный, и обратился к начальнику ДВД Рахмаджану ДОСАНОВУ с рапортом. Случай редкий. Из рапорта (копия имеется в редакции): «Несмотря на то, что данное уголовное дело находилось в моём производстве, оно расследовалось в зданиях городской и областной прокуратур, там же и хранилось. Все следственные действия, в том числе допросы потерпевшей, свидетелей, сотрудников полиции, выезжавших на вызов, очные ставки между всеми вышеперечисленными лицами проводились под надзором помощника прокурора города Д. ШАМЖАНОВА и помощника прокурора области Г. КУЛМАНОВА.

Допросы всех лиц проводились мной под пристальным надзором вышеуказанных лиц, и все вопросы допрашиваемым лицам задавались только ими, я лишь вносил вопросы и ответы в протоколы. Некоторые допросы сотрудников полиции проводились самими Шамжановым и Кулмановым. Все допрошенные лица могут подтвердить указанный факт.

До окончания срока предварительного следствия и срока задержания обвиняемого я неоднократно ставил в известность руководство прокуратуры города и области, что каких-либо доказательств в отношении обвиняемого (в нашей истории – Руслана.Прим. автора) не имеется, и в случае направления уголовного дела в суд он будет оправдан. Однако несмотря на это, мне поступило устное указание от Кулманова окончить дело с обвинительным заключением и направить в прокуратуру для изучения.

Однако я считаю, что данное уголовное дело не может быть направлено в суд, так как, кроме прямых показаний самой потерпевшей, других доказательств не имеется».

НЕ ОСУДИЛИ И НЕ ОПРАВДАЛИ

Рапорт следователя Кайргалиева никаких последствий не имел. Руслан предстал перед судом по обвинению в изнасиловании. Но после твёрдого заявления потерпевшей о его невиновности, государственный обвинитель, помощник прокурора города Магамед ЭСЕНБУЛАТОВ счёл разумным ходатайствовать о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование. 

Судья Элеонора УНГАРСЫНОВА ходатайство удовлетворила. При этом вынесла частное постановление, где отметила, что «расследование дела было проведено в одностороннем порядке с обвинительным уклоном, не было тщательно проверено алиби подсудимого, а также не дана должная оценка противоречивым показаниям потерпевшей. Кроме того, данные факты не были устранены работниками городской прокуратуры при изучении уголовного дела».

Судья также подчеркнула недопустимость вмешательства в ход предварительного расследования надзорного органа. «Суд считает необходимым довести установленные факты до сведения прокурора Атырауской области, начальника ДВД для принятия соответствующих мер и пред-отвращения подобных фактов при расследовании других уголовных дел», – написано в частном постановлении.

После 5-месячного заключения в СИЗО, Руслана отпустили прямо из зала суда. Апелляционная жалоба его адвоката, с просьбой вынести постановление о прекращении уголовного дела в отношении подзащитного с формулировкой «за отсутствием состава преступления», осталась без удовлетворения. Что сейчас с материалами дела, где оно и ведётся ли вообще дополнительное расследование, неизвестно.

Лев ГУЗИКОВ

8 сентября 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.