От сумы да от тюрьмы. Многие из нас этот скорбный список дополнят: и от больниц храни нас, создатель.
Несмотря на атырауские амбиции, неумолимость прогресса и неприлично богатый областной бюджет, эта часть жизни нашего города, да и всей области, остаётся скорее мрачной. Разумеется, любая больница это не место для заряда позитивом, но неприветливый персонал, убогое питание и отсутствие элементарных условий едва ли способствуют скорому выздоровлению. А оптимизм отчётов руководителей управления здравоохранения как-то не убеждает. Стоит попасть в любое коммунально-казенное медицинское учреждение, как дежавю обеспечено: совок в этих стенах жил и жив. И уборная во дворе больницы – это не приснившийся кошмар, а вполне привычная явь в некоторых наших лечебных учреждениях.
НОРМЫ – ФАНТАСТИКА, РЕАЛЬНОСТЬ – ОТСТОЙ
Не так давно в редакцию позвонила женщина, которая поделилась впечатлениями от пребывания в больнице. Она живописала условия, далекие от идеальных, и очень просила выяснить: должна ли больничная столовая обеспечивать больных хлебом и чаем. Оказалось, в меню данной больницы эти простые продукты не значились. Я направила эти вопросы в областное управление здравоохранения, присовокупив ещё несколько интересовавших меня саму и моих коллег.
Так вот, хлеб, причём двух видов – ржаной и пшеничный – пациентам положен. Ежедневно от 100 (для гастроэнтерологических) до 400 (для ожоговых больных) граммов. Чай, как несложно догадаться, – тоже.
Вообще больничное меню нельзя назвать бедным. Кроме привычных круп и макаронных изделий, пациентам положены овощи – от 250 до 600 граммов; есть там свежие фрукты, колбаса, рыба, птица, творог, сметана, сыр, яйца, кефир, молоко (до полулитра в день!). Судя по утвержденным правительством нормам, каша должна быть на молоке и со сливочным маслом.
Вкуснее всего должно лежаться в детских больницах и родильных домах. Там статья «овощи» не отдана на откуп столовского персонала, а тщательно прописана и весьма разнообразна. А к чаю положено даже варенье. Примечание внизу этой страницы документа достойно того, чтобы его процитировать: в необходимых случаях «разрешается замена одного вида продуктов другим видом и расширение объёма потребления одного вида за счёт другого. При этом разрешается применять в рационе питания икру (выделено мной. – З. Б.) по норме, рассчитанной для детей, больных туберкулёзом». Да, представьте себе, в противотуберкулёзных больницах положена ещё и икра.
Ни для кого не секрет, как далеки эти нормы от реальности. Секрет, как при таком исполнении действующих требований из года в год в тендерах побеждают как правило одни и те же труженики больничного питания?!
В КАКУЮ ТАРЕЛКУ СМОТРИТ ДИЕТ-СЕСТРА?
Моя собеседница рассказывала мне о такой штатной единице, как диет-сестра, которая когда-то должна была заботиться о составе, количестве и качестве питания для каждого отдельно взятого больного. Оказалось, мы зря говорили об этой должности в прошедшем времени.
В штатном расписании Атырауской областной больницы, например, имеется должность врача-диетолога и диет-сестры. Вообще в любом лечебном учреждении таковая положена одна на 150 коек. Более того, в любой больнице есть заведующий пищевым блоком, а каждую смену ответственный дежурный врач обязан снимать пробу на доброкачественность, свежесть и вкусовые качества приготовленной еды. Так вот неясно, или у них со вкусовыми рецепторами беда, или им готовят и дают на пробу не то же, что больным.
Как быть тем, кто вынужден лечиться порой до полугода (как в противотуберкулёзных лечебницах) или приехал по направлению из дальнего аула и рассчитывать на домашнюю еду не может? Искать встреч с завпищеблоком или диет-сестрой и предложить разделить содержимое своей тарелки с ними? Заодно выяснить, что же на самом деле в этот день положено по меню.
БОЛЬНОЙ: «ДАЙТЕ КНИГУ ЖАЛОБ!»
Но не хлебом единым. Согласно тому же постановлению, больным выдаются постельные принадлежности, халаты, пижамы, полотенца. И если у вас их с собой нет, то вы вправе получить их на месте. Но средства гигиены и ухода за телом нормативами не предусмотрены.
И о традиционном для нашей ментальности. С грубостью и хамством персонала борются. Старым дедовским способом: в каждом отделении КГКП “Атырауский городской родильный дом” имеется пронумерованный, прошнурованный и скреплённый печатью журнал по регистрации жалоб и предложений больных, куда записываются все претензии и отзывы больных. Он предъявляется по первому требованию больных. Жалобы больных разбираются на производственном совещании, где определяются меры по устранению нарушений и наказанию виновных.
Атырауская облбольница указала, какие именно меры применяются к нарушителям: дисциплинарные взыскания – вплоть до увольнения.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА